"Волшебник страны Оз"

Apr 19, 2012 03:25

Я тут повтыкал в "Волшебника страны Оз" - посмотрел гениальный, легендарный и культовый американский фильм.

Надо сказать, мы в основном знаем сюжет "Волшебника страны Оз" по пересказу Волкова, а американцы - по экранизации.

Баум написал своего волшебника, а после его успеха - несколько безумных и откровенно сюрреалистичных сиквелов.

По первой книге был снят одноименный фильм, который, в свою очередь, породил целый ворох вторичного творчества. Из самого известного - мьюзикл Wicked по мотивам книги, рассказывающей о тяжёлой жизни Злобной Ведьмы Запада.

Советский писатель Волков превратил "Волшебника страны Оз" в своего "Волшебника Изумрудного города", а затем создал на его основе настоящую фэнтези-эпопею. (Кстати, много вы знаете советских детских книг, в которых главными положительными героями были американцы...?) Цикл Волкова, в свою очередь, стал популярен в странах Варшавского блока и в Китае, и, в конце концов, был переведён на английский.

Да, замечание в сторону. Баум с именами не заморачивался. Как известно, Оз - это буквы O-Z со второго ящика картотеки, который шёл после A-N. Свою страну Баум заселил Добрыми Ведьмами Юга и Севера, Злобными Ведьмами Востока и Запада, Волшебником (он же Оз), Пугалом, Жестяным Дровосеком (он же Жестяной Человек) и Трусливым Львом. Короче, Баум делал упор на то, что я называю "техническими именами". [Это когда ты зовёшь бога войны богом войны, а не каким-нибудь там "Артагесом Двуликим", потому что тебе лень выдумывать имя, которое ты потом всё равно забудешь. Но это я так, о своём.]

То ли дело Волков. У него даже Пугало стало Страшилой, а волшебницы Волшебной страны наконец-то стали известны по именам - Бастинда (Запад), Гингема (Восток), Виллина (Север), Стелла (Юг). Загадочный Волшебник превратился в Гудвина, великого и ужасного. Даже второстепенные персонажи получили звучные имена - Рамина, Дин Гиор, Фарамант (у Баума - Королева полевых мышей, Солдат с Зелёными Усами, Страж Ворот).
-----------------------------------

Надо сказать, дискуссии о смысле произведений Баума и/или Волкова по-прежнему актуальны. (Помните эпический прогон о том, что "Урфин Джюс" - это orphaned Jews, "еврейские сироты"?) Ну вот vasilisk_ недавно говорил об одной такой расшифровке. Да, она известна, известно, кто именно её предложил. Но Баум, к примеру, не только с популистами тусовался, но и с теософами. Почему бы не рассуждать с точки зрения теософии..? Платонические корни сюжета очевидны (разум, доблесть и вожделение в стране иллюзий), юнгианские и фрейдистские трактовки напрашиваются.

(Разве что, мысль о том, что Волшебник - это президент США действительно удачна. Когда Дороти в фильме возмущается - "вы плохой человек!", Волшебник отвечает: "Деточка, я хороший человек. Я просто очень плохой волшебник". И затем выдаёт героям почётную грамоту, медаль и наградные часы, потому что это-то в его власти. В то  же время, другие комментаторы сравнивали Волшебника с монотеистическим Богом, а также с официальной религией, как таковой. Пусть миф - обман, но герои нуждаются в мифе, чтобы начать действовать и обрести силу, которая всё это время скрывалась в них самих.)

Теперь собственно о фильме. Фильм, понятное дело, архетипичен и глубок настолько, что так просто к ему не подступиться. Но человеческий разум нашёл выход, в чём в очередной раз проявилось величие нашей расы. В результате случайного озарения, было объявлено, что фильм нужно смотреть без звука, параллельно включив альбом "Dark Side of The Moon" группы Pink Floyd (это называется Dark Side of the Rainbow). Тогда действие и музыка синхронизируются и на передний план выходит юнгианский подтекст сюжета.

Естественно, так как альбом заканчивается за сорок минут, а фильм заметно длиннее, возникает вопрос, что делать потом. Здесь образовалось два направления, назовём их "технари" и "символисты". "Технари" считают, что нужно просто механически запустить альбом заново. Они обосновывают это тем, что альбом начинается и заканчивается звуками сердцебиения, следовательно, его можно закольцевать. А в фильме этот момент соответствует встрече Дороти с Железным Дровосеком, когда Железный Дровосек говорит, что у него нет сердца, и Дороти прижимается к его груди и прислушивается. "Символисты" считают, что если в начале альбом включают на рычании льва в эмблеме студии Metro-Goldwyn-Mayer (с этим все согласны), то по второму кругу его нужно запустить при появлении Трусливого Льва.

[Есть ещё маленькая группка еретиков, которые считают, что нужно просто поставить следующий альбом Пинк Флойд, но это уже ненаучная профанация.]

Знаете, я это посмотрел (в версии "технарей", она более доступная). Действительно, так и есть! Реально синхронизируется и реально вставляет.

Как бы сказать... альбом здесь выступает в роли фильтра. Если хочешь увидеть детали, на солнечное затмение лучше смотреть через закопчённое стекло ("Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл"). Музыка позволяет настроится на волну коллективного бессознательного. И скорее всего неважно, что именно выступает в роли фильтра, человеческий мозг везде способен обнаружить скрытую закономерность и тайный смысл.  Разве что стоит заметить, что хорошая музыка и хорошее кино подчиняются одним и тем же законам композиции.

Но есть ещё один, строго объективный фактор, позволяющий объяснить, почему это работает. Говорят, когда Кэмерон монтировал "Титаник", он настроил свой видеоплеер так, чтобы тот показывал отзеркаленное изображение. Дело в том, что он решил попробовать пересмотреть до боли знакомые сцены заново, свежим взглядом. Ведь за десятки дублей взгляд режиссёра неизбежно замыливается. Так вот, американское телевидение показывает "Волшебника страны Оз" каждый год, многие американцы знают реплики всех персонажей наизусть и способны напеть любую песню из фильма с любого места. А тут им предлагают смотреть этот фильм как немое кино с закадровой музыкой. И да, это помогает заново его увидеть и оценить, рассмотреть мимику персонажей, язык их тела, красоту декораций, мастерскую операторскую работу.

фильм

Previous post Next post
Up