Dec 09, 2012 02:29
Так. Я, вообще-то, хотел бы вернуться в ЖЖ. Ну и заодно извиниться за то, что не писал, всё-такое. Хочется обещать много чего интересного (интересное - имеется) но обещать не могу :(.
Но зато я могу рассказать вам о новом слове, которое вошло в мою жизнь. Это слово - татиба.
Дело в том, что мне в руки попала интересная брошюрка - работа японского марксиста Канъити Курода "Сталинский "социализм": взгляд из Японии", написанная в 1961 году и переведённая у нас в 1996.
Она радует с первой же страницы.
"Другими словами это вопрос о создании современной научной базы для стратегии "антиимпериалистической, антисталинистской" мировой революции. В этом смысле нашей "татиба" становится "татиба" революционера Троцкого, который, исходя из своего анализа реальности "вырожденного" советского рабочего государства, предложил перспективу "второй, дополнительной революции".
"Как нам изменить и преодолеть это вырождение и трансформацию? Как раз в этом вопросе и заключается революционная "татиба" практики, а именно "татиба" Троцкого, лежащая в основе его книги "Преданная революция". В случае утраты этой "татиба" неизбежно возникнут такого рода уклоны, которые кратко описаны ниже".
Дальше - больше:
"Тем не менее, нужно особо отметить, что даже если последовательно придерживаться "татиба" мировой революции и при рассмотрении истории советского общества, то сама по себе национализация (огосударствление) средств производства в результате пролетарской революции (их переход в собственность рабочего государства, то есть смена формы собственности) не может считаться "элементом социализма". Такая "татиба" означала бы отрицание того факта, что эта национализация определяется самим изменением производственных отношений в историческом процессе, и, соответственно, её фетишизацию (Троцкий)".
"Сущность сталинисткого режима может быть разъяснена через понимание его как "перерождение" советского общества, как форму отчуждения общества в переходный период к мировой социалистической системе. Исходная "татиба" для анализа советского общества должна вытекать из унаследования и восприятия революционной "татиба" Троцкого, то есть "татиба" революционного марксизма".
"Ограниченность "татиба" Клиффа".
"Причина эти методологических ошибок Клиффа в следующем. Во-первых, у него отсутствует революционная практическая "татиба" (что должно быть предусловием созданием любой теории), то есть "татиба" как именно осуществить сегодня революционные перемены в выродившемся СССР исходя из главной цели - победы мировой пролетарской революции".
Нет, естественно, к этой "татибе" прилагается пространная сноска:
""Татиба" - это новая, особая и не имеющая точного аналога в европейских языках философская категория японского революционного марксизма Канъити Курода (которая часто и не вполне адекватно переводилась на английский язык как standpoint).
Иероглиф "тати" в этом слове означает человека, стоящего на земле, существующего в "топосе" (условия существования во времени и пространстве, "здесь-и-теперь").
Иероглиф "ба" означает здесь своего рода "срез" прерывно-непрерывного пространственно- временного континуума, то есть "абсолютный топос", как материальную основу существования и практической деятельности человека.
"Татиба" - это философское определение активности деятельного субъекта, определяющего свою осознанную целенаправленную деятельность, как таковую".
И да, на английски это переводили, как standpoint или point of view. Очевидно, что речь идёт об идейной позиции. Сравните: "Исходная позиция для анализа советского общества должна вытекать из унаследования и восприятия революционной позиции Троцкого, то есть позиции революционного марксизма". Никакой разницы.
[Мне хотелось бы сделать очевидное предположение, что язык японского марксизма сам по себе крайне искусственен, и вынужденно наполнен кальками с европейских языков. То есть, Куроде пришлось придумать термин "татиба", чтобы передать японскими иероглифами некое изначально далёкое от японцев понятие. И это, пожалуй, та самая идея, что неважно, что именно человек говорит с точки зрения фактов, важно, с каких позиций он это говорит. В европейском сознании, очевидно, за это отвечает концепция "ереси": не имеет значения, насколько правильные вещи говорит еретик, важен сам факт его отпадения от ортодоксии. Именно в такой форме эта идея и перешла в марксизм. Либо ты истинный марксист, либо ты впал в уклон и превратился в еретика, и тогда грош цена тебе и твоей татибе.]
Теперь, правда, мне хочется постоянно задавать людям самый главный вопрос. А именно, какая у них татиба, и как она соотносится с революционной татибой Троцкого?
татиба