Печаль, любовь и благодарность

Feb 03, 2013 02:42

Мне постоянно хочется писать тексты о том, как бы это сказать... как правильно кого-нибудь отыгрывать (в смысле роли), или описывать (если речь об авторе и его персонаже).
Как правильно описывать/отыгрывать аристократа (варвара, интеля)? Китай? Бога войны? Славу Макарова?

Это нужно понимать. Итак, как я уже сказал, я читал "Граф Монте-Кристо" и думал о базовых эмоциях Крылова. А дальше был разговор между графом и Гайде:

" - Так о чем же ты спрашиваешь меня, господин?
  - Я боюсь, что ты соскучишься.
  - Нет, господин, ведь по утрам я буду думать о том, что ты придёшь, а по вечерам вспоминать, что ты приходил; и потом, когда я одна, я вспоминаю, я вижу огромные картины, широкие горизонты, с Пиндом и Олимпом вдали; а в сердце моем обитают три чувства, с которыми никогда не соскучишься, печаль, любовь и благодарность".

Печаль, любовь и благодарность! Противоположность трёх базовых эмоций по Крылову - анти-страх, анти-зависть и анти-ненависть!

Эльфийские эмоции, - тут же подумал я. Отличный ключ к тому, как нужно отыгрывать эльфов по Толкиену.

Люди - павшая раса. Наши базовые эмоции - это то, что толкает нас ко злу. Страх, зависть, ненависть - и безразличие. Но эльфы другие. Их базовые эмоции чисты.

Страх - боязнь потерять своё. Соответственно, печаль - это осознание неизбежности утраты, и готовность расстаться с тем, что никогда тебе не принадлежало по-настоящему. Главный страх людей связан с их смертностью. Но эльфы бессмертны - они знают, что деревья умрут, и холмы рассыпятся, прежде чем выйдет их срок. Сами их тела истончатся и постепенно растают, если они останутся в землях смертных, но так или иначе, по ту или по эту сторону моря, они продолжат осознавать себя - до самого Конца Мира.

Эльфы поздних эпох полны печали, но они не всегда были такими, пока были молоды. Тем не менее, эта нотка всегда должна присутствовать в эльфах. Всё, что они видят, уйдёт - а они останутся.

Ненависть - желание вернуть своё, свести счёты. Нам было причинено зло, мы потеряли что-то важное для нас, и мы хотим восстановить справедливость. Желание вернуть чужое - благодарность. Мы получили что-то, на что не могли претендовать, и потому обязаны вернуть долг. Для нас благодарность - это всего лишь чувство. Для эльфов - базовая, мотивирующая эмоция.

Тут я уже начал насвистывать "Финрод-зонг", приход Берена в Нарготронд :).

Берен:

"Я прошу о помощи, государь.
Моему отцу ты поклялся в дружбе
И свое кольцо ему отдал в дар,
Чтобы не забыл он о верной службе.
Я прошу о помощи, государь.
Мой отец в бою тебя спас когда-то.
Ты свое кольцо ему отдал в дар,
Чтобы отплатить потом той же платой".

Финрод:

"Тебя я узнаю -
Ты сын того героя,
Которому в бою
Обязан я судьбою.

(...)

Чего же ты хотел,
Сын младшего народа,
Которому в беде
Обязан я свободой?

(...)

Чистое безумье - твои слова...
Так рука судьбы мне подносит чашу.
Честь моя дороже, чем голова,
Но твоя затея - погибель наша".

Эльфы никогда не забывают добро. Долг остаётся, пока он не будет уплачен. Финрод заплатил за жизнь жизнью, умерев за Берена.

Зависть - стремление отобрать чужое. Противоположность - это готовность отдать своё другому, или любовь. Верность государю - тоже любовь. И когда двое любят друг друга, они становятся королём и королевой друг для друга. Нам это знакомо по патриотическому воспитанию, высшее проявление любви к родине - готовность отдать за неё жизнь, так? А для эльфов любовь, преданность, жертвенность - это и основа межличностных отношений, и то единственное, на чём держится власть эльфийских владык. (Не на страхе же.)

Финрод поёт:

"Пробил час над моей страной.
Тот, кто верен мне - пусть идёт за мной!

(...)

Песней связаны мы одной!
Кто любил меня - пусть идёт за мной!"

Финрод обязан отдать жизнь за Берена, потому что этого требует долг благодарности. На его людях этого долга нет, поэтому речь идёт только о долге верности и любви - готовности отдать жизнь за Финрода, потому что он их король. Опять же:

Келегорм:

"Подожди, король, осади гончих,
Ты идешь на смерть ко вратам Ночи.
Подожди, король, рассуди здраво:
Ты губить других не имеешь права.
Клялся смертному ты один.
Я - не брат ему и не паладин!"

Финрод:

"Никому ты слов не давал обетных,
Ты не мой вассал. Ты не любишь смертных".

То есть, ты не испытываешь ни благодарности, ни любви, а значит, ты свободен в своих действиях.

Наконец, нужно подобрать эльфийскую противоположность человеческому "пофиг". Четвёртая базовая эмоция Крылова связана с такими понятиями, как скука и уныние: это "безразличие к своему". Отсюда получаем, что у эльфов здесь будет "внимание к чужому", то есть тяга к новому, любопытство. Желание создавать, открывать, узнавать то, чего раньше не было никому известно...

"В долине у подножий гор, ниже истоков Талоса, увидал он под вечер огни и услышал далекое пенье. Это удивило его, ибо Зеленые Эльфы, населявшие этот край, не жгли костров и по ночам не пели. Сперва он опасался, что это орда орков миновала северных стражей, но, подойдя ближе, понял, что ошибся: языка певцов он никогда прежде не слышал - он был не гномий и не орочий. Тогда Фелагунд, безмолвно стоя в тени деревьев, заглянул со склона в лагерь - и увидал там неведомый народ.

То был клан Бе́ора Старого, как звали его позднее, вождя людей. После долгих лет скитаний он привел соплеменников с востока к Синим Горам. Они перевалили хребет - и первыми из людей пришли в Белерианд. Они пели, радуясь и веря, что спасены ото всех опасностей и пришли наконец в край, где нет страха.

Долго смотрел на них Фелагунд, и любовь к ним шевельнулась в его сердце; однако он оставался под укрытием леса, пока они все не заснули. Тогда он прошел между спящими и, сев подле умирающего костра, где никто не нес стражи, поднял отложенную Беором грубую арфу - и полилась музыка, которой никогда не слышали люди, ибо в пустынных землях у них не было в этом других учителей, кроме Эльфов Тьмы".

Это именно любопытство. И какое ещё чувство могло заставить Финрода выучить язык гномов - и орков? То есть, конечно, "из всех народов эльдары наиболее искусны в языках", они и мысли читать способны, в определённых пределах - но всё-таки, это требовало определённых усилий. (Что касается гномьего, то Финрод много общался с народом Ауле, даже его прозвище, Фелагунд - гномьего происхождение. Про орков свидетельства косвенные - Финрод мог просто знать, как звучит их язык, но не понимать его. Тем не менее, тот факт, что Финрод предложил Берену и своей дружине притворится орками, чтобы проникнуть во владения Мелькора, очень красноречив. Грош цена такой маскировке, если Финрод не знал орочьего и собирался общаться с встречными на синдарине!)

jrrt, концепция

Previous post Next post
Up