Когда-то я хотел поговорить о сказках. А для этого потребовалось бы ввести ряд понятий. Примерно так...
Сказочный мир по своей структуре представляет собой лоскутное одеяло из мелких королевств, где правят мужчины, но власть передаётся по женской линии, то есть новым королём обычно становится супруг дочери старого короля. (Это мир архаичного мифа по Кроули - я уже как-то писал об
этом.) По этому миру путешествуют странствующие принцы, которые ищут своих принцесс, в надежде обрести собственное королевство.
Следующее важное понятие - это деление на мужской и женский сюжеты. В рамках вышесказанного, мужской сюжет - это рассказ о благородном принце, который пробивается к своей избраннице, преодолевая по пути различные препятствия, разгадывая головоломки и побеждая соперников. Если он сможет пройти все испытания, в конце его ждёт главный приз - принцесса и её королевство.
А женский сюжет предлагает взглянуть на ситуацию с точки зрения принцессы. У неё есть несколько претендентов на руку и сердце. Это уже финалисты. Все они принцы, все они по своему хороши - умные, красивые, храбрые и благородные. Но она должна выбрать одного-единственного, самого достойного. Итак, принц завоёвывает принцессу (мужской сюжет) - принцесса выбирает принца, позволяя ему завоевать себя (женский сюжет).
Теперь надо сказать про базовые сюжеты, как таковые.
Базовый архетипический сюжет номер один - это история о том, как Великий Герой (божество, легендарный предок) убил неописуемое Чудище при помощи Волшебного Оружия. Всё, что можно сказать об этом древнейшем сюжете, уже написал Юрий Петухов (Чудище - это пещерный медведь, и т.д. :)). Очевидным образом, это мужской сюжет. Подозреваю, что женский сюжет на этом уровне сведётся к тому, что однажды Женщина забеременела от ... (ветра, солнца, пустоты), и родила Великого Героя (божество, легендарного предка), который в дальнейшем убил неописуемое Чудище.
Но для сказочной темы нам интересен второй базовый сюжет, рассказывающий о том, как Нечеловеческое Зло похитило Прекрасную Деву, избранницу Героя; и как Герой шёл по следу Нечеловеческого Зла, победил его и вернул Прекрасную Деву себе.
Равана похищает Ситу, Рама идёт войной на Равану. В одном блоге, где обсуждался этот сюжет, обнаружившийся в комментах индус выдал чеканное: "Рама - это Господь. Сита - Индия". И это действительно так, по крайней мере, на символическом уровне. Прекрасная Дева - душа нации или страны. Герой - стремление к реализации божественного замысла, главный направляющий принцип. Зло - демонический принцип.
В отечественных условиях Даниил Андреев истолковал этот сюжет следующим образом. Прекрасная Дева - Соборная Душа России. Герой - небесный защитник России, наш национальный дух. Демон - тираническая природа российской власти. Иначе говоря, Она - страна, Он - народ, Оно - государство. Это наш вечный треугольник.
Может показаться, что вышеупомянутый сюжет является исключительно мужским. Марио проходит уровень за уровнем, побеждает финального босса (которым является Боусер, он же царь Купа) и спасает Принцессу-Персик.
Но на самом деле, у этого сюжета есть женская сторона. По правилам, Нечеловеческое Зло не может просто взять и изнасиловать похищенную красавицу ("и к человеческой бабушке её желания", как говорили в одном любимом мной комиксе). Нет, Зло обязано убедить Прекрасную Деву добровольно отречься от своего избранника-Героя и назвать Нечеловеческое Зло своим супругом. Для этого Зло и удерживает Прекрасную Деву в плену, пытаясь запугать её, соблазнить обещанием золотых гор, убедить, что Герой её не достоин. В сопротивлении этому давлению и заключается женский сюжет. Итак, герой должен спасти героиню - героиня должна сохранить верность своему герою.
Два замечания по тексту.
В одной книге утверждалось, что базовый сюжет из трёх персонажей (Он, Она и Зло) выглядит иначе. По версии авторов, изначально в истории фигурировало Старое Могущественное Чудовище (повелитель холода и мрака) и его Прекрасная Дочь (воплощение света). Старое Могущественное Чудовище, чтобы сохранить свою силу и власть, запирает Дочь в своих подземных владениях - чтобы она никогда не встретила другого мужчину. А герой, отважный и хитроумный Юноша, пробирается в подземелье и похищает Прекрасную Дочь. Старое Чудище гонится за ними, но в итоге проигрывает и гибнет. Скажу честно, в данный момент, этот вариант кажется мне менее продуктивным.
Второе. Сюжет про принцессу и дракона изначально другой. Хотя в поздние времена он и смешался с историей про Нечеловеческое Зло и похитителя, это уже профанация. Тот сюжет выглядел так. Однажды у важного водоёма поселилось омерзительное чудище (змей, дракон), который потребовал от людей приносить ему регулярные жертвы за право пользования этим водоёмом. Жертв выбирали по жребию, и однажды этот жребий пал на царскую дочь. Но случилось так, что рядом проходил один отважный воин...