Последние дни мне хочется написать что-нибудь о танках.
Кто-то из вас, наверное, всё ещё помнит эту историю... несколько лет назад
makarovslava шутки ради предложил мне придумать "восемь танковых парадигм на основе восьми триграмм".
Я перебрал варианты и решил связать каждую из трёх линий триграммы с качественными значениями огневой мощи, движения и защиты, характеризующими определённую боевую машину. Заодно я объявил восемь получившихся танков детьми бога войны. Вот так, буквально - бог войны увидел один из первых танков, влюбился в него и овладел им (если что, это был
танк-самка). У них родилось восемь сыновей, восемь полубогов, олицетворений соответствующих танковых парадигм. Ещё один прекрасный миф.
Я писал об этом:
1,
2,
3,
4,
5.
(И я ещё изобразил на основе всего этого концепцию для "
космооперы с развитием".)
В общем-то, тогда я всё сказал. Разве нет? Ну более-менее. Да, четыре из восьми танков так и не получили подробных описаний. Но я пересказал итоги моих размышлений
makarovslava, и ему понравилось. Задача выполнена, цель достигнута.
А какое-то время спустя он сказал, что было бы неплохо, если бы я всё-таки ещё раз вернулся к этой теме, и пересказал её так, как я рассказывал ему. Только ещё и с картинками. Да, он мне это сказал, потому что мне самому очень хотелось это сделать! Ну, что тут скажешь, обещанного три года ждут - иногда в буквальном смысле слова.
Для начала - ещё раз о парадигмах. Я уже много раз говорил об этом, когда разбирал легендарные парадигмы Макарова (мне сегодня бог войны о них в полусне рассказывал, представляете?), но скажу ещё раз: парадигма - это не юнит. Её можно для простоты проиллюстрировать каким-нибудь отдельным видом боевой техники, как главным для этой парадигмы, но и только. Парадигмы не могут сосуществовать - в каждый момент времени существует только одна парадигма, определяемая текущими условиями (сюда входит всё: от имеющихся технологий до уровня социального развития и свойств окружающей среды). Другое дело, что при отсутствии реальных сражений, игроки могут не знать о том, какая парадигма актуальна на данный момент, но это не значит, что её нет. Они не знают, Двуликий знает. Это философский вопрос, но это нужно понимать.
Поэтому невозможна такая вещь, как "парадигма БМПТ - боевой машины поддержки танков". Просто по умолчанию - она не главный юнит в текущих условиях, она всего-лишь поддерживает танки. Если бы она была главным юнитом, война выглядела бы совсем по другому, а БМПТ превратилась бы в БМП - понятно, почему? Итак, авианосцы могут существовать в парадигме линкоров, но там они будут всего лишь кораблями обеспечения и поддержки. То же самое будет с линкорами в парадигме авианосцев. При этом, мы вправе сказать, что каждый авианосец всё-таки неким образом связан с парадигмой авианосцев, и является её проекцией и потенциальным зародышем.
То же самое и с нашими братьями-танками. Как духи и полубоги, они, конечно же, существуют одновременно - где-нибудь в Вальгалле. При этом, они также связаны с конкретными архетипами бронетехники, которые оказывают влияние и на наш мир тоже. Впечатлительные люди чувствуют их влияние и пытаются воплотить его в чертежах, моделях или фантастических произведениях. И у каждого из них есть своя парадигма, где именно его идея господствует на поле боя, а образы остальных братьев присутствуют лишь в виде проекций, вспомогательных юнитов и жалких теней самих себя.
И ещё одно. Каждый из этих танков - всё-таки танк. А это означает, что он так или иначе способен выполнять все необходимые функции танка - прорывать проволочные заграждения, гонять пехоту, давить пулемёты, заходить в тыл артиллерии и делать кавалерию бессмысленной. Если у танка провал по защите, это вовсе не означает, что он сделан из стекла и картона - просто в данной области конструкторы пошли на определённые компромиссы, потому что для текущей парадигмы это не так важно. Если наш главный танк - это танкетка, это не означает, что мы не могли бы при желании сделать танк намного больше, тяжелее и дороже; мы не хотим этого делать, потому что такой танк окажется бесполезен в наших условиях.
Проиллюстрирую это следующими примерами.
fat_yankey, в общем-то,
концептуально совпал со мной по всем пунктам, кроме двух. Он предложил следующие варианты: "броня = 1, огонь = 0, подвижность = 0. пехотный танк" и "броня = 1, огонь = 0, подвижность = 1. таким мог бы быть командирский танк".
Разберём их. Пехотный танк - это танк, чья задача заключается в том, чтобы сопровождать пехоту и помогать ей вести бой. Если наш главный танк является не более чем "боевой машиной поддержки пехоты", значит, пехота в этом варианте особенно сильна, а танки, способные действовать в отрыве от пехоты, просто-напросто вымерли или потеряли своё значение. При этом, люди всегда будут уступать танку в скорости и проходимости. Значит, идеальный пехотный танк - это танк, который возит на себе свою пехоту, а затем идёт с ней в бой, поддерживая её огнём. Это БМП. А идеальный БМП будет создаваться с упором на подвижность и защиту, он ведь должен оберегать своих пехотинцев. В этом случае, вооружение неизбежно пострадает, поскольку заметная часть внутреннего пространства будет занята грузопассажирским отсеком. Конечно же, по-прежнему будут возможны танки, пожертвовавшие своей транспортной функцией ради возможности взять на борт больше снарядов или установить более мощное орудие - но в данной парадигме они, по условиям, будут играть вспомогательную роль.
Поэтому у меня БМП - это 0-1-1, защита + движение.
Что такое командирский танк? В самом грубом смысле, с точки зрения какой-нибудь компьютерной игры? Это танк, который раздаёт окружающим юнитам бонусы (за счёт осуществления грамотного руководства в бою). Он сопровождает обычные танки, но при этом вынужден пожертвовать своим вооружением ради мощной радиостанции и другого оборудования, необходимого для выполнения командирских функций.
А теперь представим, что такой танк является главным юнитом. Иначе говоря, его бонусы оказывают определяющее влияние на исход сражения. Это танк-координатор, чья роль схожа с ролью авианосца на море - он ведёт разведку, распределяет цели, управляет ударами и обеспечивает противовоздушную оборону всего соединения. Зачем такому танку скорость? Авианосцу в авианосной парадигме не нужно быть особо быстрым - его собственное оружие всё равно быстрее любого другого корабля. Это другим кораблям приходится подстраиваться под скорость авианосца, потому что без его поддержки их возможности сильно ограничены.
Но защита такому танку необходима - он обеспечивает невидимый щит для других боевых машин, и он же будет главной целью вражеских атак.
Поэтому у меня 0-0-1, олицетворение защиты - это танк-авианосец с сильной противовоздушной компонентой, управляющий беспилотниками и носителями высокоточного оружия, с мощными сенсорами и множеством активных и пассивных оборонительных устройств. Бой двух таких танков в чистом поле быстро выродится в войну на истощение - победит тот, у которого будет больше ресурсов и более многочисленная свита.
Довесок.
Так, я забыл осветить ещё один момент - о том, как именно я распределял триграммы.
С
первыми четырьмя всё просто.
Небо (☰), три активные черты, 111 - оптимальное сочетание Атаки, Защиты и Движения. Идея современных ОБТ.
Земля (☷), три пассивные черты, 000 - провал по всем пунктам, кроме габаритов и стоимости. Танкетка.
Затем идёт Огонь (☲) и Вода (☵). Вода - активная черта между двумя пассивными, 010, единственное главное качества; Огонь - пассивная черта между двумя активными, два качества из трёх, 101. Традиционно считается, что триграмма "Вода" изображает стремительный поток воды, реку, стиснутую между двумя крутыми берегами. Огонь - это неподвижная сердцевина, вокруг которой бушует яростное пламя. Совершенно естественно в таком случае предположить, что центральная черта - это Движение. Вода - это быстрый танк ("автострадный", десантный, аэромобильный), жертвующий всем ради скорости, а Огонь - тяжёлый танк, жертвующий скоростью ради защиты и вооружения.
Итак, я узнал, что первая и третья черта связаны с Атакой и Защитой, но в каком порядке они должны идти?
У меня оставалось четыре триграммы и четыре танка:
Танк-артиллерия (САУ), Атака;
Танк-авианосец, Защита;
Танк-БМП, Защита + Движение;
Танк-охотник, Атака + Движение.
Если принять, что первая черта отвечает за защиту, тогда танк-авианосец - "Гора", танк-артиллерия - "Гром" (с ясного неба!), танк-БМП - "Ветер", танк-охотник - "Озеро/Низина" (как нечто скрытое - охотник из засады, стэлс-танк).
Если Защита - это третья черта, тогда все соответствия, естественно, меняются. Я долго думал, какой вариант выбрать. Подсказку мне дал
mortulo, который сказал, что хочет видеть в этом списке Sonic Tank, как в игре "Dune 2". Я решил, что это знак. Что такое Sonic Tank? Это танк, вооружённый звуковой пушкой, которая игнорирует броню. Sonic Tank на раз разделывает любой другой танк, но при этом сам является штукой хрупкой и уязвимой. То есть, это охотник на танки. Но Sonic Tank не может быть "Озером", значит, надо выбирать другой вариант, где первая черта отвечает за Атаку!
Гора (☶), 100 - самоходная артиллерия. (Символика - восхождение к силе. Гора, как траектория, которую описывает снаряд, сначала вверх, а потом вниз.)
Гром (☳), 001 - танк контроля и управления, носитель беспилотников и зенитных ракет. (Символика - снисхождение силы. А заодно - эмблема электричества. Прицельный удар высокоточным управляемым оружием.)
Озеро (☱), 011 - БМП. (Символика - две активные черты под пассивной. Нечто скрытое в глубине, незаметное. Как бойцы в десантном отделении.)
Ветер (☴), 110 - истребитель танков. (Символика - ветер, колышущий деревья. Ветер смерти.)
Именно эту символику я использовал для своего
космооперного прогона.