Переживаю из-за того, что надо ещё о татибах сказать - раз уж они неменьшее число голосов набрали.
Я помню, что я хотел написать, если бы выбор пал на них... но это потребует дополнительных сил и времени.
Но есть пара тем, которые связаны с татибами, и которые можно раскрыть достаточно быстро.
Те, кто меня внимательно читал,
заметили, что моё представление о теме сильно изменилось по ходу повествования. Я начал с оценки нынешних
популярных убеждений, в рамках некой умозрительной настольной ролевой системы; перешёл к
классификации обществ; и, в итоге, ударился в
метафизику, начав размышлять о самих татибах, как о древних сверхъестественных сущностях, управляющих развитием всего человечества. Понятно, что ту же Невидимую Руку я с самого начала решил считать невообразимым ужасом в духе Лавкрафта, но и остальные там не лучше.
Правда, нужно иметь в виду, что новые трактовки не отменяют старые. На уровне игроков - если возвращаться к метафоре ролевой игры - существует именно "татибнутость". Татибы-как-сущности определённым образом присутствуют в сеттинге и влияют на развитие событий в глобальном масштабе, но при этом сами они подпитываются верой людей, и потому могут считаться не более чем порождением коллективного сознания человечества. В общем, как обычно. Просто в той степени, в какой мы выдумали их, они выдумали историю, какой мы её знаем. И несколько раз её переписывали. Поэтому,
это даже можно связать с идеей Консенсуса: прошлое - это не более чем наши представления о прошлом. Путешествия во времени скорее укрепляют соответствующую татибу, чем подрывают её устои. Да, татибы, в определённом смысле, властвуют и над временем - но тут уже возникает вопрос о том, что такое время.
Как бы то ни было, они тут давно.
Татибы - штуки гораздо более древние, чем кажется на первый взгляд. Говорят, Невидимой Руке поклонялись ещё в Карфагене, и на улочках древних персидских городов резали людей во имя идей, близких нынешним "красным". Но тогда в ходу были иные имена, и эти миры покажутся современному человеку странными и чуждыми...
Вот как раз к этой теме у меня была хорошая цитата из
wyradhe, из его цикла "Самаряне: запоздавшие люди":
"
В 160-х гг., однако, грянула отмена и запрет монотеизма и культа Яхве как в Иудее, так и в Самарии - трудами их же собственных верхушек при поддержке их селевкидского повелителя, Антиоха IV. Вопреки ортодоксально-патриотической иудейской традиции последующего времени, Антиох ни в какой степени не был инициатором этого переворота - напротив, первосвященникам Иудеи (которые все это и затеяли) пришлось ему специально платить огромные суммы деньгами и сокровищами и за санкцию на начало этого переворота, и за поддержку его на следующем этапе - и только потом это стало уже вполне их общим делом. В этой истории до странности много карикатурно и внешне общего с падением советской идеократии - с поправкой на грубость нравов 2 века до н.э. и т.п. Есть в ней, так сказать, и свой Горбачев (первосвященник Ясон), и свой Ельцин (первосвященник Менелай), Антиох сойдет за вашингтонский обком, а "освобождение от идеократии" аукнулось большинству населения Иудеи (кроме столичной верхушки!) так, что тамошние Анпиловы-Квачковы так-таки вынесли тамошних "реформаторов", подняв партизанскую войну сельской и мелко-городской округи против столицы и выиграв эту самую войну".
Одно это уже позволяет представить себе ситуацию, в которой синюю татибу на том витке олицетворяли "эллинизаторы", сторонники "античного гуманизма" и приобщения к "настоящей цивилизации" ("Иешуа как первосвященник сменил имя на греческое Ясон... учредил греческое училище, палестру, игры по греческому образцу, применение на них
искусственной крайней плоти и даже посылал в соседние языческие города дарственные средства на жертвы тамошним языческим культам"); а социальный протест сторонников красной татибы проходил под флагами радикального монотеизма и идолоборчества.
И да, в те дни и в тех местах татибы называли "
мамонами". ("Scholars do not agree about its etymology, but it is theorized that Mammon derives from Late Latin mammon, from Greek "μαμμωνάς", Syriac mámóna ("riches"), Aramaic mamon ("riches, money"), a loanword from Mishnaic Hebrew 'ממון (mmôn) meaning money, wealth, or possessions; although it may also have meant "that in which one trusts".")