Лаур-Балаур

Oct 01, 2014 18:43

Так как я - это я, то из мыслей по поводу этого фильма у меня вырос небольшой фэнтезийный сеттинг.

Жила-была в одном из бессчисленных миров бессмертная Ведьма-Демоница - существо смешанного и частично человеческого происхождения.

Она сошлась с совсем уже невообразимым существом из-за грани реальности, Змеем. Может быть, он даже был тёмным богом, кто знает? От него она родила великого сына, Лаура-Балаура, тёмного колдуна и непобедимого завоевателя.

Используя свои способности, Лаур-Балаур пришёл к власти в одном из восточных королевств того мира, которое до той поры ничем не выделялось среди других. Это королевство он превратил в могучую империю, покорившую своих соседей, а империю он бросил на завоевание всех известных земель, от края до края.

Мир, о котором идёт речь, представлял из себя шаблонную фэнтезийную реальность с уклоном в реализм - аграрное общество, холодное оружие, феодализм как вершина социального развития, слабая магия, никаких нечеловеческих рас. Известные земли охватывали территорию, сравнимую с привычной нам Евразией - собственно, проще всего думать о них, как о привычной нам Евразии.

И вот на этот мирок обрушился самый настоящий Тёмный Властелин, могущественный, бессмертный и неуязвимый. Лаур-Балаур крушил державу за державой, коалицию за коалицией. Он был как злодей из мультиков или детских фильмов, только по-настоящему - без глупых ошибок, возрастных ограничений и ложного гуманизма. Он уничтожал сопротивляющиеся города, вырезал целые династии, стирал с лица земли прежние религии и заставлял людей почитать себя, как единственного и живого Бога. Захваченные в плен принцессы умирали в муках, рожая ему сыновей и дочерей, "змеёнышей". Подросшие "змеёныши" вели в бой его новые армии. Мать стояла за его троном, и была единственной, к чьему совету он прислушивался.

В какой-то момент, десятки лет спустя, он действительно победил. Остатки последней коалиции западных стран - короли без королевств, генералы без армий - погрузились на корабли и отплыли за море, в отчаянном и безнадёжном броске в никуда, доверившись одним лишь туманным расчётам теряющих силу магов. Им повезло - они поймали нужное течение и нашли новую землю, Новый Свет, западный материк за западным морём. Это был полный аналог нашей Америки, но без индейцев: древние люди этого мира туда так и не добрались.

Естественно, Лаур-Балаур знал об этом. Но беглецы не представляли никакой угрозы для его гигантской империи. Снаряжение за ними карательной "трансатлантической" экспедиции было бы напрасной тратой времени. Подавление оставшихся очагов сопротивления и освоение южных земель старого света, покрытых непроходимыми джунглями, и так пожирало значительные людские и материальные ресурсы. Лаур-Балаур решил подождать - у него впереди были века. Более того, в конечном счёте, он сам надеялся на успех их мероприятия. Ему нравилось завоёвывать чужие страны, а старые страны закончились. Пусть тогда возникают новые. На собственном опыте он постиг, что гораздо проще подчинять земли, где есть города и дороги, чем территории, где нет ни городов, ни дорог. Пусть беглецы окрепнут, расплодятся и нагуляют жирок. Когда они построят города, дороги и мосты, когда поселения их потомков заполнят новый материк от моря до моря, тогда настанет время собирать урожай. Они могут думать, что Лаур-Балаур забыл про них, но он не забудет, и он придёт - с флотом и армией, каких ещё не видел мир.

Итак, Лаур-Балаур занялся тем, чем обычно занимаются хозяева империй. Он стирал память о старом времени и старых богах. Он казнил и карал. Он переселял народы. Он перестраивал города. Он ставил в свою честь гигантские статуи и возводил храмы своего нового культа. По его воле и по единому плану силы всего материка были брошены на создание громадных плотин, судоходных каналов, идеально прямых дорог. Так прошло триста лет.

Тем временем, у переселенцев действительно всё получилось. Шансы были против них, ведь за их спиной не было метрополии, которая присылала бы новые партии колонистов, и откуда можно было бы заказать всё необходимое. У них было только то, что они взяли с собой - их жёны, их скот, их зерно, их инструменты. Но каким-то чудом они смогли закрепиться на новом берегу, не умерев и не скатившись в каменный век. Их жизнь изменилась. Хотя на кораблях приплыло несколько королевских семей с дружинами и знатью, старый феодальный порядок рухнул. Последний моряк начал считать себя равным благородным рыцарям, потому что все они были одной лодке, в буквальном смысле слова. Старые методы принуждения теряли свою эффективность в новых условиях. Рабочих рук не хватало, зато земельные ресурсы были практически неограничены. Спасение на кораблях сразу нескольких религиозных иерархов, представляющих разные культы, привело к вынужденной религиозной терпимости. Магическую традицию сохранить не удалось. Все эти факторы способствовали технологическому прогрессу, и технологический прогресс начался.

За века на западном материке возникло несколько королевств, распространившихся от первоначального места высадки. Время от времени они воевали друг с другом, и война ещё больше подстёгивала гонку вооружений и развитие технологий. После битв с силами Лаура-Балаура у выживших не осталось никаких иллюзий насчёт "благородных методов ведения войны", и они оставили это понимание своим потомкам. Хороши любые средства, которые дают преимущества на поле боя. Лаур-Балаур ничем не побрезгует и никого не пощадит. Но именно поэтому народ и правители западных стран всегда осознавали, что настоящий Враг остался на востоке, за морём. Междоусобные войны считались неизбежным злом, в чём-то даже благом, потому что войска набирались опыта, но до крайностей войны на истребление дело не доходило. Все готовились к тому неизбежному моменту, когда Враг придёт за ними, и все понимали, что в этот час им придётся забыть о старых распрях и объединить свои силы. Бежать было больше некуда. Итак, через сотни лет на западном материке сложилось развитое индустриальное общество, и вторжения сил Лаура-Балаура ожидали армии солдат с автоматами, самоходной артиллерией, тактическими ракетами и вертолётами.

И тут наконец-то исполнилось пророчество, и какой-то никому неизвестный юноша всё-таки умудрился убить Лаура-Балаура. (Если следовать моей теории "одной матери" из предыдущего поста, он тоже был сыном Ведьмы-Демоницы. Допустим, бог войны изнасиловал её, чтобы она сама родила оружие против своего первенца - это было бы в стиле светлых богов.) Ведьма-Демоница, оплакивая сына, ушла из мира на другой слой реальности. Империя, простоявшая больше трёхсот лет, была обезглавлена в один миг. Когда-то все решения принимались в одном месте, одним-единственным существом, а теперь каждый начальник каждого провинциального гарнизона понял, что он сам по себе, сам себе Живой Бог, и другого Бога нет и не будет. Естественно, оставались "змеёныши", но их было слишком много, они находились в разных местах, и ни один из них не мог считаться законным наследником, ибо Лаур-Балаур не собирался никому передавать свою власть. А главное, ни один из "змеёнышей" не мог сравнится с отцом - они не могли объединить и удержать империю вокруг себя, но их хватило, чтобы разорвать её на части. Они были глупы и смертны, как люди, и это очень скоро обнаружили их генералы. Большинство детей Лаура-Балаура погибло от рук своих же подданных и подчинённых. Если умер настоящий Бог, зачем подчиняться ненастоящим?

Нужно ли говорить, что было дальше? Мы знаем примеры подобного из истории нашего мира. Неурядицы, нехватка средств на ремонт плотины, прорыв плотины, масштабная катастрофа, отсутствие средств на восстановление поражённых регионов...

"Природное бедствие, вызванное прорывом плотин на р.Хуанхэ, послужило причиной целого ряда восстаний и бунтов. Некоторые из этих восстаний вовлекли в свою орбиту крестьян. В других приняли участие крупные семейства, объединившиеся в коалиции; наконец, к третьим примкнули авантюристы из числа местных военачальников".

Это всегда один и тот же сюжет. Нехватка рабочих рук - некому заботиться об ирригационной системе - каналы пересыхают, водохранилища превращаются в болота - неурожай, голод, бегство крестьян - нехватка рабочих рук. Разрушение социальной структуры общества, нехватка ресурсов, массовая миграция - гражданские войны - уничтожение инфраструктуры как цель и как следствие боевых действий - разрушение социальной структуры общества, нехватка ресурсов, массовая миграция.

"Уже к середине 90-х гг. экономика Афганистана была полностью парализована. Система ирригации, основанная на искусственном орошении, пострадала как в результате непосредственных боевых действий, так и вследствие общего запустения".

"В деревнях не хватало рабочих рук, многие участки рисовых полей были заброшены, ирригационная система запущена".

"Монгольское завоевание сопровождалось разрушением произво­дительных сил, массовым истреблением людей. Были разрушены города и селения, дворцы и мечети, уничтожены ирригационные системы, заброшены обработанные поля... Разрушение селений, вытаптывание полей табунами, уничтожение садов и ирригационной системы, замирание торговой жизни городов и прекращение их экономических связей с соседними городами и земледельческими округами - все это посте­пенно подорвало экономическую и социальную основу существова­ния городов в Семиречье... Нестабильность политической обстановки на территории Семиречья также способствовала дальнейшему упадку хозяйства и культуры на этой территории. Завоеватели не смогли установить здесь ни твердой власти, ни законности, ни прочного мира".

"За время гражданской войны ирригационная система была заброшена и разрушена, что привело к расстройству и упадку полеводства Таджикистана".

"Почему же в этих обстоятельствах жители Ирака отказались от сохранения системы, которую их предшественники с успехом поддерживали беспрерывно в течение примерно тысячелетия, системы, от которой зависела производительность сельского хозяйства и высокая плотность населения страны? Эта ошибка в технической сфере в действительности была не причиной, а следствием падения численности населения и благосостояния, обусловленного социальными причинами. В VII в. христианской эры и впоследствии, в XIII, сирийская цивилизация находилась в таком упадке в Ираке, а вытекавшее из него общее состояние ненадежности было столь крайним, что ни у кого не было ни средств для вложения капитала, ни мотива для направления своей энергии на охрану реки и ирригационные работы. (...)

Крайне маловероятно, чтобы малярия была уже широко распространена в то время, когда первопроходцы индского общества на Цейлоне создавали свою ошеломляющую систему водоснабжения. Фактически можно показать, что малярия есть последствие разрушения ирригационной системы и тем самым не может предшествовать ее созданию. Эта часть Цейлона стала малярийной из-за разрушения ирригационной системы, превратившего искусственные каналы в цепь стоячих болот и уничтожившего рыбу, которая жила в этих каналах и очищала их от малярийных личинок. Но почему индская ирригационная система была заброшена? Все эти плотины были разрушены, а каналы засорены в ходе непрерывной опустошительной войны. Работы умышленно саботировались захватчиками, чтобы кратчайшим путем достичь своих военных целей. У истощенных войной людей руки не поднимались продолжать восстановление того ущерба, который причиняли им столько раз и, казалось, будут причинять снова
".

Просто в этом случае последствия были особенно катастрофическими, так как речь шла о чудовищно огромной и предельно централизированной империи, где были полностью и целенаправлено порушены старые традиции доимперской жизни; империи, которая продержалась сотни лет только за счёт сверхъестественных сил своего бессмертного правителя. Без Лаура-Балаура его могучая держава рухнула, как карточный домик. Произошёл полный социальный, экономический и демографический коллапс.

И вот, пока банды мародёров резали друг друга среди руин, в небе появились серебристые разведывательные самолёты, а в гавани заброшенных портов вошли стальные корабли западного мира...

Когда я себе это представил, я понял, что я пишу о предыстории того самого мира, где фильмы с Арнольдом Шварцнеггером снимались по мотивам реальных событий:

В любом случае, эта биография должна начинаться с "Конана". "Конан" представлял для меня определённую проблему, но если учесть, что Арнольд в фильмах часто оказывается иностранцем (говорит с акцентом, упоминает детство, проведённое в другой стране), то выходит, что мир "Конана" - это и есть его родина, тамошняя "Европа", похожая на помесь Средних Веков и "Бешенного Макса" (последствия ограниченной атомной войны?).

Средневековый постапокалипсис на фоне индустриальной высокоразвитой заграницы - это оно. Арни - талантливый варвар из Пустошей, которого забрали в цивилизацию, и которым стал там боевиком и агентом одной из местных держав. "Русские" - это тоже одна из держав западного мира, находящаяся в состоянии холодной войны с новой родиной Арнольда.

"Хищник", если вы помните, начинается с того, что отряд "спецов" во главе с Арнольдом вызывают для проведения спасательной операции в джунглях некой латиноамериканской страны, в результате чего герои напарываются на лагерь повстанцев с русскими военными советниками (очевидно, в этом мире у аналога "Америки" существовал соответствующий геополитический противник). В фильме после этого начинается фантастика - в нашем случае после разгрома лагеря по следу Арнольда и компании отправился отряд "русских" спецназовцев, вооружённых приборами ночного видения и автоматами с глушителями и лазерными прицелами. В итоге, они сумели ликвидировать почти всех, но тут Арнольд вспомнил навыки первобытного охотника и перебил их. Вероятно, последний "русский" спецназовец, будучи смертельно раненным, вызвал по рации огонь на себя, и "русские" просто сбросили на район вакуумную бомбу.

Понятно, что противоречия между странами индустриального Запада резко обострились, когда выяснилось, что никакой угрозы с Востока нет и не будет - Лаур-Балаур давно убит, а восточный континент заселён дикарями с мечами и луками.

И возвращаясь к началу:

"Конан-варвар" - история о том, как подросток из Пустошей чудом завалил какого-то местного пророка, главу могущественной тоталитарной секты.

Со вторым "Конаном" я решил так. "Конан-разрушитель" отличается от первого "Конана" сюжетом, стилистикой, атмосферой и ещё тем фактом, что он почти никому не понравился. Следовательно, можно объявить, что все события там происходят понарошку. Просто труппа бродячих актёров и циркачей путешествует по Пустошам и развлекает непритязательную местную публику сценами из местного фольклора и конными трюками - нечто среднее между театром, цирком и "Шоу Буффало Билла". И вот с ними путешествует тот самый пацан, убивший Пророка - который, в том числе, играет в постановке роль самого себя. Просто никто не знает, что это действительно был он - вполне вероятно, что в тех условиях признание "Я убил Пророка" было бы аналогом провозглашения себя сыном лейтенанта Шмидта в СССР 20х годов. Много таких ходит...

На этот счёт у меня есть три теории - одна реалистичная и две мистические.

Реалистичная говорит, что Тулса Дум, глава культа Змея, которого Арни убил в "Конане-варваре", был просто-напросто последним "змеёнышем", сыном Лаура-Балаура от смертной женщины. И потом уже легенда об Арнольде-Конане, подростке, который убил Пророка, смешалась с легендами о Фэте-Фрумосе, который десятки лет назад убил самого Лаура-Балаура. И путешествующий с труппой бродячих актёров Арни разыгрывал в том числе и эти сценки.

Мистическая версия предполагает, что Арнольд и был тем самым Фэтом-Фрумосом, убившим Лаура-Балаура. Правда, она не сходится хронологически - ну не за пару же лет на месте Империи образовались варварские Пустоши? Сколько лет было Арни, когда он уплыл на Запад?

Мистико-сюрреалистичная версия исходит из того, что тотальная власть Живого Бога Лаура-Балаура и последующее катастрофическое падение его режима порушили саму ткань реальности. Реальность удержалась только на тех немногих вещах, которые люди продолжали считать фактами и законами бытия. Люди восточных земель теперь старели не по объективным причинам, а лишь потому, что окружающие помнили об их настоящем возрасте и знали, что люди должны постепенно стареть, а потом и умирать. Каждый человек, исходя из своего опыта, постепенно сдвигал биологический возраст своих знакомых, и сам становился старше от их внимания. Но бродяги и перекати-поле не становились старше, пока оставались одиночками - в каждом новом поселении они были чужаками и незнакомцами, никто не знал, сколько им на самом деле лет, а следовательно, если они не засиживались на одном месте слишком долго, никто не мог заставить их постареть. Так юноша, убивший Лаура-Балаура, прожил много-много лет, меняя города и имена, и не начал взрослеть и стареть, пока не попал в западный мир, где не было магии и где данные на людей заносились в единую картотеку, из-за чего год его жизни снова стал равен календарному году.

Мистика-эзотерическая версия не столь поэтична, так как зависит от переселения душ. Действительно, у Ведьмы родился сын, Фэт-Фрумос, которому волей богов предначертано было убить Лаура-Балаура. Но когда она узнала об этом, она использовала сыновью преданность, чтобы погубить его - так, как это было в молдавских сказках и молдавском фильме. Только на этом ничего не закончилось. Ведьма успокоилась, уничтожив тело своего ненавистного сына, но его дух никуда не делся; в должный час он родился снова, уже в другой семье, с новым именем. И в этот раз Фэт-Фрумос всё-таки совершил невозможное, сразив Лаура-Балаура, Живого Бога и Императора Человечества. После чего он был зверски замучен и убит слугами правителя, давайте будем реалистами. Но он опять вернулся на землю, чтобы добить оставшихся "змёнышей" - может быть, он даже неоднократно рождался с этой целью. Арнольд был просто последним воплощением Фэта-Фрумоса, который должен был покончить с Тулса Думом, последним из сыновей Лаура-Балаура, и на этом его небесная миссия закончилась; началась обычная жизнь, в которой он ходил с автоматом и убивал плохих людей за морем.
Previous post Next post
Up