И ещё одна тема.
Я люблю думать про инопланетные и фэнтезийные расы. Это правда.
Я писал:
Как бы то ни было, я в детстве представлял себе нечто вроде треугольника. Одним полюсом притяжения были "лемовские негуманоиды" - непонятные, неконтактные и по большей части неописуемые. (Как существа из "Малыша" Стругацких или инопланетяне в произведениях раннего Головачева.) Этот вариант мне совсем не нравился. Потом, были "американские космооперные чужаки" - с самой разнообразной внешностью, но с понятной и относительно "человеческой" психикой. Это был мой любимый вариант. Наконец, ещё были "марксистские марсиане" - очень похожие на людей гуманоиды, чья социальная история соответствовала догмам марксизма даже в большей степени, чем наша. Я понимал их достоинства с сюжетной точки зрения, но не любил, так как не мог в них поверить.
Это треугольник классической фантастики - "непонятные негуманоиды", "космические уроды", "эльфы-коммунисты". Он не охватывает, например, "трансгуманистические" варианты (в будущем и в космосе есть только могучие сверхинтеллекты на искусственных носителях, независимо от того, кем они начинали свою жизнь - биологическими сущностями или компьютерными программами).
Итак, космические уроды. "Космические уроды" - это разумные обитатели иных планет в американских космооперах. Это, в общем-то, в значительной степени "люди", хотя со своими заморочками. Этот вариант я люблю больше всего. [В советской фантастике сюжеты про космических уродов присутствовали, но занимали маргинальную позицию и были маркером несерьёзности текста - как в полупародийной космоопере Снегова "Люди как боги" или в детской фантастике Кира Булычева.]
Прогрессивным направлением в современной фантастике является попытка реалистичного описания "космических уродов", как чего-то большего, чем "фиолетовые люди" или "разумные муравьеды". Мне это, безусловно, нравится.
Ладно, что тут говорить, тут всё понятно.
Тезисы.
Джон Норман, безусловно, принадлежит к американской фантастической традиции, и его миры - это миры космических уродов.
Если бы Джон Норман был нормальным фантастом (а он им не является, при любом значении слова "нормальный"), его горианский цикл был бы историей про взаимодействие различных разумных рас. Собственно, в центре сюжета находятся три разумные расы разного уровня развития - Царствующие Жрецы (Priest-Kings), курии (Kurii) и люди-гориане. Последние по ряду параметров отличаются от землян, хотя и происходят от них. Земляне там тоже есть, наряду с ещё одним вариантом человеческой расы, но это сейчас неважно.
В классической космоопере обычно принято правило "одна разумная раса = одна культура", для простоты. Это не всегда так, но почти всегда. И это явно не то, что мы видим на Земле, в реальной жизни: один разумный вид, множество самых различных культур. Можно, конечно, считать, что к моменту выхода на галактическую арену каждая раса формирует единую, общую для всех своих представителей культуру. На самом деле, это не важно, так как речь всё равно идёт об умозрительных конструктах. Как бы то ни было, у Нормана Царствующие Жрецы представляют собой единую культуру, курии представляют собой единую культуру, и гориане, несмотря на все свои региональные различия, тоже довольно-таки монолитны в культурном плане.
(Это ещё не всё.)