В честь выхода сиквела Кингсменов, моё мнение о первом фильме, помимо того, что это spy-fi для быдлогопников.
Первый "Кингсмен" сознательно заигрывает с конспирологическим мифом, а потому имеет смысл трактовать его именно в этом ключе. Ну а с точки зрения конспирологического мифа, фильм является очередным посланием со стороны Управляющих Центров Цивилизации.
[Заодно фильм так или иначе связан с "оранжевой" нео-татибой. Если герои современной массовой культуры работают на какую-нибудь таинственную сверхразведку, она всегда олицетворяет "оранжевую" позицию. От "Форсажа" до "Призрака в доспехах", от "Валериана" до "G.I. Joe". Это всегда "оранжевые". Не синие же. Условный враг, в таком случае, должен тяготеть к "серой" позиции, типа Сайфер в "Форсаже-8", но это пока ещё не отрефлексированно.]
История Кингсменов ("королевская рать" из стишка про "all the king's horses and all the king's men") в фильме звучит так: это были портные, которые шили одежду для богатых и знатных людей. Потом случилась Первая мировая, и множество благороднейших английских семейств осталось без прямых наследников. Аристократы завещали свои сказочные состояния людям, которым они доверяли, которые всегда был рядом и безукоризненно выполняли свои обязанности; короче, они оставили всё Кингсменам - с условием, что те будут защищать западную цивилизацию от повторения подобных катастроф. Так Кингсмены превратились в "независимую международную разведывательную организацию".
Что здесь важно? Кингсмены заигрывают со стереотипным образом английского джентльмена, для которого "manners maketh man" и который "will walk but never run". Но в фильме прямым текстом проговаривается, что современный образ джентльмена возник, как описание слуги джентльмена, Дживза. Лакей - это gentleman's gentleman, но настоящие аристократы выглядели и вели себя иначе. Достаточно посмотреть на шекспировских аристократов, идеализированных, но отсылающих к реальным персонам, или сравнить Колина Фёрта в роли совершенного до невозможности аристократа Фицуильяма Дарси (прямого потомка нормандских завоевателей, судя по пронесённому через века семейному имени - "сын Гильома из Арса", "Fils-de-Guillaume d'Arces") и того же Колина Фёрта в роли Гарри-"Галахада", идеального слуги.
Но я отвлёкся. Короче, спецслужбы - это слуги. Что, в целом, исторически верно. Соглядатай всегда шпионит в чьих-то интересах, он чей-то. Но, как намекает фильм, в результате определённых исторических процессов небольшая группа людей аккумулировала в своих руках огромные средства, а потом эти средства достались некой организации, которая изначально на этих людей работала. Распорядители стали владельцами и хозяевами. Теперь Кингсмены работают сами на себя.
Фильм обыгрывает популярную в современной конспирологии идею
Perfect Storm'а - глобального кризиса, который готовят мировые финансово-политические элиты с целью окончательно утвердить свою власть и сократить "лишнее" население.
Это как раз то, в чём принято подозревать представителей чёрной татибы, хотя сами они это отрицают. Но они чокнутые и повёрнуты на
Балансе, так что от них всего можно ожидать. Олицетворением этой идеи в фильме является американский мультимиллиардер Валентайн (Сэмюэл Л. Джексон). Он считает, что на Земле слишком много людей, что Земля больна человечеством. Необходимо радикально сократить население Земли и переформатировать человеческую цивилизацию. С этой идеей он идёт к мировой элите: богачам, политикам, военным, учёным. Он предлагает провести Идеальный Шторм в варианте Дня Z, "зомби-апокалипсиса". В нужный момент все мобильные устройства начнут передавать высокочастотный сигнал, превращающий людей в кровожадных маньяков-берсерков. Мировая элита, тем временем, переждёт бурю в тщательно охраняемых анклавах-ковчегах (см. фильм "2012"). Когда операция закончится, население значительно сократится. Залитые кровью выжившие, настоящие бойцы, чемпионы убийства, придут в себя посреди руин старого мира. Меньше всего шансов будет у детей и стариков, но молодые и сильные выживут - и мужчин среди них будет заметно больше, чем женщин. Чудовищные психологические травмы прилагаются ("ты убил свою жену... ты убил своих детей..."). И тогда на них с неба опустятся новые боги - прекрасные, неуязвимые, безгрешные, имеющие право даровать прощение, способные объединить остатки человечества и повести их к новому золотому веку.
Всем, кто согласился на условия Валентайна, в голову вживляют специальный чип с миниатюрным взрывным устройством - чтобы исключить возможность утечки информации и гарантировать лояльность проекту. Точно такие же чипы вживляются слугам и охранникам, потому что элитарии не собираются отправляться в рай без слуг, а контроль над подчинёнными в условиях краха денежной экономики, общепринятых моральных норм и старого мира в целом поддерживать не так-то просто. Итак, должность бога в новом мире в обмен на абсолютное рабство по отношению к Системе и Валентайну. (Но Валентайн обещает этой властью не злоупотреблять, так что остаётся ему верить.)
Тех, кто отказывается подписаться под планом, но всё равно может быть полезен в интересах влияния на население нового мира (особы королевской крови, авторитетные публичные фигуры и т.д.) просто похищают и прячут в бункере до наступления решающего часа. Важная деталь - им чип не вживляют.
Руководство Кингсменов в лице Артура (Майкл Кейн) тоже участвует в заговоре. Но в решающий момент Кингсмены всё переигрывают. Когда излучатели включаются, Мерлин (Марк Стронг) хакает систему и активирует программу самоуничтожения чипов, отправляя на тот свет всех избранных вместе со слугами и домочадцами. Передача сигнала прекращается. Естественно, жертвы всё равно есть, чудовищно много жертв, но пока всё ещё на уровне Второй мировой, а не глобальной термоядерной войны. Мягко говоря, человечество напугано.
Очевидный вывод - всю эту операцию провернули сами Кингмены, даже если ради этого им пришлось пожертвовать ферзя (Артура). Фильм чётко говорит: есть два типа элиты. Есть британская королевская семья, шведская королевская семья,
королевская семья Нидерландов и т.д. Это старая элита, настоящие люди, и их надо спасать. Они бы никогда не согласились на геноцид своих подданных, и потому их изолировали в одиночных подземных камерах - иначе говоря, в самом безопасном месте на планете во время дня безумия. Но есть новая элита - политики, чиновники, миллиардеры. Эти легко подпишутся под планом уничтожения 4/5 человечества, если сказать им, что иного не дано, и что сами они войдут в число избранных небожителей. За это они получают чип в голову, внешний контроль над всеми их действиями и безжалостную ликвидацию в финале. Идеальный Шторм пройдёт в формате тотальной зачистки мировых элит. (В фильме нам показывают гибель политического и военного руководства США, но очевидно, что подобное случилось по всему земному шару.)
Финальные кадры фильма: в благодарность за своё спасение шведская принцесса раздевается, опускается перед новым Кингсменом на четвереньки и разрешает трахнуть себя в попу. Символика проста до невозможности - Кингсмены поднялись и стали выше королевских особ (которых они, тем не менее, продолжают спасать и защищать, программа такая). Когда-то Кингсмены были слугами, теперь, в результате реализации долгоиграющего плана, они и есть истинные хозяева мира.
***
ogasawara весной показывал мне "тайную рассылку форума ИГШ", на которую он подписан. Там кто-то всерьёз обсуждал, что, дескать, мировая элита с недавних пор подаёт новые сигналы: раньше план состоял в радикальном сокращении численности населения Земли, а теперь план поменялся "и Маск тому свидетельство".
Вот первый "Кингсмен" существует именно в этой парадигме. "Оранжевые" сообщают: мы не чёрная татиба, мы не будем скопом списывать в утиль всех неэффективных. Грядёт гражданская война внутри элиты, и если потребуется, мы перебьём всех козлов, кто когда-либо был готов согласиться на нечто подобное. (Но кризис остановить уже не удастся, жертвы всё равно будут, и "вся королевская рать" тут не поможет, мы просто постараемся по мере сил минимизировать потери.)
P.S. Что касается второго фильма, то он ни о чём, хотя там вскользь затронута модная ныне тема роботизации. Плюс, очередное заигрывание с
легендой о проекте "Монарх" (как и в новых "Годзилле" и "Кинг-Конге") - бабочки, ложные воспоминания, "регрессия к ранней версии личности", "мы должны перезагрузить его сознание, для этого нужен шок". "Я был личинкой, а ты помог мне стать гусеницей, куколкой, а потом воспарить к небу". [Мне лично всё это напоминало культовый польско-позднесоветский фильм "Дежа вю" - "я профессор-энтомолог, еду на Суматру, ловить бабочек!"] Короче говоря, сплошные упущенные возможности, а не фильм.