На полях книги Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" Сталин написал (
*):
"1) слабость
2) лень
3) глупость
единственное, что может быть названо пороками.
Всё остальное - при отсутствии вышеуказанного составляет несомненно добродетель!
NВ! Если человек
1) силён (духовно)
2) деятелен
3) умён (или способен) -
- то он хороший, независимо от любых иных "пороков"!
(1) и (3) дают (2).
Увы, увы!
И что же видим мы?
..."
Это описание героя Второй этической системы
Лефевра. В тему
предыдущего (скрытая антисоветчина советских сюжетов), в ряде детских произведений сюжетное зло обрисовывалось именно такими красками. Посмотрим на "Карабаса-Барабаса" в "Приключениях Буратино":
Click to view
Считайте меня подлым -
Да! Я готов на подлости!
Эх! Я готов на подлости!
Ух! Я готов на подлости!
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Но лишь бы в потасовке
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости,
Хватило бы мне бодрости!
Зовете меня гадким?
Да! Я готов на гадости!
Эх! Я готов на гадости!
Ух! Я готов на гадости!
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
Но лишь бы все захапать
К своей великой радости,
К своей великой радости,
К своей великой радости!
Плевать на унижения -
Да! Я готов унизиться!
Эх! Я готов унизиться!
Ух! Я готов унизиться!
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Но лишь бы к сладкой цели
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться,
Хоть чуточку приблизиться!
Это формула хорошего человека по Сталину, как она есть. Карабас никогда не сдаётся и не отступает, Карабас всегда трудится для достижения своих целей, Карабас готов использовать любую эффективную стратегию. Карабас волевой, активный, хитрый, и цель для него, безусловно, оправдывает средства. Всё это, на самом-то деле, делает его плохим человеком (с точки зрения Первой этической системы).
Ровно то же самое мы увидим в образе Кащея из "
Маши и Вити против Диких Гитар". Кащей-Градский поёт (начиная с
28:43):
Я хитёр, я зол и жаден,
Груб, жесток и беспощаден,
Хладнокровно действую мечом.
Незнакомо мне волненье,
Сдал я сердце на храненье,
И не сожалею ни о чем!
Одним словом, это героический идеал Второй этической системы, который используется, как антиидеал, для того, чтобы показать - одной только воли и целеустремлённости недостаточно. Можно стать самым главным из плохих, но самый главный из плохих - это самый плохой и есть.