"Маша и Витя", или как это продавали советской цензуре

Oct 09, 2017 17:25

С советской точки зрения, в музыкальной сказке "Маша и Витя против Диких Гитар" происходит следующее.

Есть цеховик и золотой спекулянт, "чахнущий над златом" Кащей. На свои нелегальные барыши он спонсирует подпольную рок-группу "Дикие Гитары". Группа состоит из приблатнённого фарцовщика Кота (Дикий Кот, он же Матвей), его шмары Яги и прибившегося к ним наивного провинциала Лешего.

"Дикие Гитары" ведут антисоциальный образ жизни и играют злую и агрессивную рок-музыку. Как говорит Волшебник, "весь сказочный лес в страхе держат, а в свободное время на гитарах бренчат, песни горланят, чтобы ещё больше на добрых лесных жителей испугу нагнать".

Эх, бараночки-конфетки, бары-растабары,
Мы лесные "Самоцветы" - "Дикие Гитары".

Мы кричим, мы бренчим и барабаним.
А кого в лесу найдем, а кого в лесу найдем,
С тем шутить не станем - на части разорвем!

Эх, березоньки-ракиты, бары-растабары,
Скоро будут знамениты "Дикие гитары"!

Мы кричим, мы бренчим и барабаним.
А кого в лесу найдем, а кого в лесу найдем,
С тем шутить не станем - на части разорвем!

***

Яга:

Не летать тебе на воле, голубь сизокрылый.
Нет спасенья в чистом поле от нечистой силы.

Припев, хором:

Берегись, берегись, шутить не станем!
Под землёй тебя найдем, под землёй тебя найдем,
Из воды достанем! На части разорвем!

Леший:

Есть дорога, нет дороги. От лихой погони,
Не спасут тебя ни ноги, ни гнедые кони.

Припев.

Кот Матвей:

Будь ты спринтер, будь ты стайер - трижды чемпион,
Не упустим, не отстанем, всё равно догоним!

Типичные рокеры. Всё это, естственно, приводит их к конфликту с местной октябрятской организацией. Октябрята разоблачают Кащея (найдя сундук, в котором хранилась "его смерть" - расстрел за валютные операции в особо крупных размерах), и, призвав на помощь народную дружину, разгоняют "Диких Гитар". Весёлая бодрая музыка, под которую так приятно ходить строем, побеждает упаднический рок, пробуждавший в людях низменные инстинкты. Физик-Витя (не верящий в сказки) примиряется с лириком-Машей (которая верит в сказки), потому что "нам песня строить и жить помогает", лирика вдохновляет физиков на новые свершения.

Чтоб могли на Марс летать
Люди без опаски,
С детства учимся мечтать
Мы у старой сказки.

Отчего бы не сказать
Дружно вслух всем вместе:
"В трудный час не унывать
Помогают песни!"

Но это так авторы продавали эту тему соответствующим органам. (А потом взяли и сделали сказку, в которой диснеевская Белоснежка, олицетворяющая Свободу, одерживает триумф над отечественным царём Кащеем и его авторитарной державой.)

--------------

Не могу ещё одну вещь не отметить, просто некуда её запихнуть. В тему того, что будет непонятно следующим поколениям. Леший воплощает и пародирует советский архетип выходца из деревни, потерявшегося в большом городе. Юмор строится на том, что у Лешего голова забита советскими штампами, которые он старательно воспроизводит:

Но в город волей случая
Попал я, вот беда,
С тех пор мне глушь дремучая
Постыла навсегда.

О том, что свет учение
Зимою и весной,
Твержу без исключения
Всей нечисти лесной.

Обидно жить лохматыми,
Досадно пить из луж,
Когда вся сила в атоме
И в химии к тому ж.

Опять же, для начальства, Леший произносит советско-лояльные фразы, чтобы втереться в доверие к октябрятам, потому что на самом деле он антисоциальный элемент. Но суть в том, что к середине семидесятых советский "речекряк" уже воспринимался исключительно в пародийном ключе (ну или маркер совсем уж "деревни").
Previous post Next post
Up