Я люблю смотреть ролики из Kerbal Space Program, но история не об этом, в сущности. Хотя да, об этом, я хочу дать ссылки на мои любимые ролики, их будет много.
Да, KSP, конструктор-песочница про освоение космоса. Идеальная планета, Kerbin (меньше Земли, удобно стартовать). Идеальная система местной звезды - по мотивам Солнечной, но и меньше, и интереснее, чем наша (включая небесные тела с атмосферой и жидкой водой, два естественных спутника у самого Кербина, и т.д.). Идеальные космонавты-кербанавты - помесь
тихоходки и
вечного сада в запечатанном аквариуме. Способны пережить чудовищные перегрузки и годами существовать на одном солнечном свете, не двигаясь и не нуждаясь в запасах воздуха и воды.
А дальше есть "стоковые" детали - все известные космические технологии, до уровня чуть лучше нашего. (Вдобавок, можно садиться на планеты и производить топливо прямо на месте, это просто нечестно!) Упрощённая, но действующая модель небесной механики. Очень сильно упрощённая, очень снисходительная и довольно глючная аэродинамика (оно и понятно, небесная механика рассчитывается достаточно простыми формулами, любая аэродинамическая модель будет намного, намного сложнее).
Я бы сказал, что KSP - это отличное подспорье для любого фантаста, который задумывается о написании научной фантастики. Ролики и то помогают понять, что такое орбиты,
Δv, гравитационные манёвры и почему химическая космонавтика - это тупик.
И плюс, можно обмазаться модами (вплоть до сверхсветовых двигателей) и делать вообще всё, что угодно.
Так вот, о чём я хочу рассказать. Если можно сделать практически всё, что угодно (при должной прямоте рук, естественно), то главный вопрос в следующем. Что вы будете делать, какую произвольную задачу вы поставите перед собой, имея в распоряжении такие возможности? Как вы будете это делать? Как вы это подадите - визуально, стилистически, сюжетно и т.д.? Так рождается жанр KSP-роликов на Ютубе.
И так он умирает, потому что есть один человек, чей уровень - в задумке, в решении, в презентации - на три головы превосходит всех остальных. Я говорю о Stratzenblitz75. Может быть, не все его ролики на одном уровне, не все его творения я готов признать гениальными, но он даёт такой выхлоп, что просто выжигает поляну.
Но сначала о других.
Turbo Pumped
KSP solar speed run - 103 000 m/s with stock parts only - попытка набрать максимальную скорость в системе и послать зонд к соседней звезде. Сближение с местным аналогом Юпитера (Joole) выкидывает космический аппарат вытянутую орбиту к границам системы - и оттуда, издалека, корабль начинается пикировать на звезду, чтобы выполнить гравитационный манёвр. Корабль (жалкий огрызок) покидает систему со скоростью 103 000 м/с. Где-то 0,003 скорости света. 750 тонн на орбиту одним запуском, десятки лет на манёвр, проход вблизи звезды, технологии круче тех, которые у нас сейчас есть - и несколько тысяч лет полёта до ближайших соседей.
Nikola Wiche
Он начал с весёлых роликов про каскадёрские трюки вокруг кербальского космического центра (
1,
2). Всё для того, чтобы выложить этот мини-шедевр:
Car Jumping From Minmus To Kerbin. Прыжок с трамплина на ракетомобиле, с местной луны - и на Кербин. Если мы всерьёз займёмся освоением космоса, какой-нибудь сорвиголова просто обязан будет повторить этот трюк, вживую, перепрыгнуть на машине с Луны на Землю (впрочем, кербонавту было проще - он использовал гравитацию второй луны). Наконец,
Landing From Space By Driving Down A Mountain - беспарашютная посадка на Кербин, с низкой орбиты. На машине. За счёт "мягкого" касания склона горы и последующего торможения. У меня мозг ломается, когда я пытаюсь представить подобное в земных условиях. Но если бы это было возможно, это было бы круто - каскадёрский трюк, чтобы утереть нос всем прочим каскадёрским трюкам.
Bradley Whistance
Известен своим бесконечным циклом "Одиссея Билла", который даже я не смог смотреть. Так что его главная претензия на славу - совместный проект со Stratzenblitz, запуск авианосца на Еву (соседняя планета, аналог Венеры, но с нормальной атмосферой и океанами).
Первая часть - в его стиле,
вторая часть - на канале Stratzenblitz, с соответствующей стилистикой. Всё это содержит огромное количество изврата, как то: запуск атомного авианосца на орбиту с последующей аэродинамической посадкой разгонных ступеней, и отправка авианосца к Еве на атомном разгонном модуле, с последующим возвращением атомного разгонного модуля на Кербин и его аэродинамической посадкой на авианосец в море (потому что атомный космолёт нехорошо сажать вблизи населённых пунктов, ну вы понимаете). И затем начинается надругательство над игровой аэродинамикой в виде приводнения авианосца на Еве и его исопльзованием в качестве базы для исследования планеты, для чего к нему (на него) перебрасывается с Кербина орбитальный ракетоплан и два пропеллерных летательных аппарата.
Hazard-ish
Скандально прославился тем, что его разрекламированный "стоковый"
одноступенчатый космоплан вертикального взлёта и посадки оказался результатом агрессивного использования читов (и этот
ролик, судя по всему, тоже на читах держался). Проблема не в читах - это песочница, каждый делает, что хочет, в меру своего эстетического чутья - а в том, что он не говорил, что это читы, делая вид, что он просто-напросто такой вот крутой инженер, обогнавший всех на годы.
Но я всё равно его люблю за это видео:
To Eeloo And Back With A 3.6 Ton Rocket. Это просто шедевр кербальского всего, кербанавт облетает систему на минимальном электрическом самокате с ионным движком. Финальная посадка на Кербин настолько истеричная, что я орал, пусть не вслух, но всё-таки. И общая презентация потрясающая. Друг довёз его до ракеты, и друг встретил его по возвращению домой, спустя десятки кербальских лет (они короче земных, но всё равно). С эстетической точки зрения хорош также ролик
Tiny 16.5 Ton Moho SSTO, про тех же ребят и ракетоплан переворачивающейся схемы (посадочные шасси на крыше). Если бы у нас были технологии, позволяющие построить 17-тонный орбитальный ракетоплан с горизонтальным стартом, мы были бы крутыми!
Matt Lowne
Пресноват, на любителя. Но он посредством KSP снял целых два фильма - "
Duna Attacks" (а ля американские фантастические трэш-боевики шестидесятых: космическая гонка, паранойя, холодная война) и "
Expedition Eve" (мирное освоение космоса, преодоление трудностей и разгадки загадок Системы в духе ранних Стругацких).
И, наконец...
Stratzenblitz75
Вот его самое последнее видео -
Duna and back using ONLY electric power and Xenon. Запуск космического корабля с использованием только электрической энергии и ионок. Теоретически, это невозможно. Но он изнасиловал игровую физику и сделал это.
Eve ∞ - A completely reusable mission to Eve and back - видео, которым он меня покорил. Экспедиция на Еву, все составные части которой являются многоразовыми. Тяжёлая ракета-носитель. Межпланетный космический корабль. Челнок-ракетоплан. Орбитальный буксир. Взлёт ракетоплана с Евы, когда ему не хватает топлива, чтобы достичь орбиты, и его подхватывает орбитальный буксир... это прекрасно.
Старый цикл, в котором фигурирует сумасшедший искусственный интеллект, научный модуль на колёсиках, у которого явно поехали параметры планирования-проектирования, а потому и схемы реализуемых им космических экспедиций совершенно безумны. (Персонаж, от которого Stratzenblitz потом отказался, потому что модемные звуки дико бесили зрителей, да и потом, сколько можно использовать одну и ту же шутку?) Лучшее из этой серии, имхо,
Tylo in a MKII Cargo Bay, межпланетная ракета 2,5 метров диаметром, настоящий китайский дракон. Искусственный интеллект испытывал нездоровую страсть к твердотопливным ускорителям, отсюда все эти
Eve On SRB и
Eeloo on SRB.
Duna on NERVA - межпланетный ядерный ракетоплан. Ядерный дизельпанк, если такое вообще возможно. Особый бонус - запуск ракетоплана с Дюны, с толкача. Одноместный ракетоплан приземлился на брюхо, а взлететь может только вертикально. Соответственно, кербанавт его подталкивает снаружи, собственной тушкой, а когда ракетоплан на дистанционном управлении зависает на реактивной струе, пилот успевает запрыгнуть в кабину при помощи ракетного ранца. Вот так мы делаем дела на Кербине.
Jeb's Vacation - просто милое и лиричное видео про всеми любимого персонажа и маскота игры, Джебедаю Кермана.
[Real Solar System] - To the Moon using only SRBs - мод с параметрами реальной Солнечной системы, полёт с Земли на Луну с использованием одних только твердотопливных ускорителей. Это какой-то грёбанный стимпанк по уровню брутальности. Как у Головачёва в "Посланнике" (книга моего детства, вы что!):
"Цивилизация Наблюдателя мало отличалась от цивилизации Земли, разве что гротескным сочетанием примитивно высокой техники - в том смысле, что если довести до максимума совершенства прогресс паровозов и пароходов, вместо того чтобы сменить их более экономичными и эстетически продуманными техническими средствами...
...Во впадине эволюционной гиперболы вы увидите миры, где технологические цепочки доведены до гротеска и даже абсурда. Эволюция машин пошла там по пути увеличения органов с небольшим количеством степеней свободы. То есть по пути упрощения конструкции и усложнения эксплуатации.
- Ретроэволюция, - кивнул Такэда.
- Вриэссо? Э э… что? А а… да. Они создавали потрясающие по масштабам, сложности и одновременно примитивные машины, в том числе и звездолеты, напоминающие ваши паровозы, но в сотни раз больше".
Не ролик, а настоящая визуальная поэма, посвящённая тупику химической космонавтики. Гигантская пирамида Хеопса (48 000 тонн, высота 260 метров) взлетает - и ничтожно маленькая посадочная капсула возвращается.
One Thud to Dres - самый непопулярный убогонький
кривой движок, самая непопулярная и скучная планета. Мегаизвратная схема экспедиции, "коронка" которой - доставка на орбиту капсул с топливом при помощи одноразовых ракетопланов-топливных баков с многоразовыми движками.
SINGLE LAUNCH Eeloo Artificial Gravity Station - типичный современный Stratzenblitz, сборка космической станции с искусственной гравитацией за один запуск. (Экипаж доставляется отдельным кораблём.)