Всё началось... с реплики в чате форума любителей альтернативной истории!
amagnum обратился к "специалистам по татибам", чтобы прорекламировать чью-то запись, типа там "десять планет Солнечной системы по десяти татибам Роберта" (
1,
2).
Я в
Мастях (
*)
fortunatus'а не разбираюсь, когда-нибудь, может быть, разберусь. Я там себе сделал кучу зарубок на память, включая дискуссию на ФАИ, есть в чём покопаться. Потому что я люблю разбираться в вещах.
Но в тот момент меня это как-то совсем триггернуло; да, в том числе, эти "десять татиб", но не в этом дело. У меня сработало чёткая ассоциация. Когда люди пишут, что они сделали "что-то по числу того-то", это обычно какая-то полная чушь, оскорбляющая первоисточник. Потому что люди обычно не разбираются в таких вещах.
А почему я так подумал? И у меня сразу всплыло в голове: потому что когда-то, много лет назад, я видел пост, в ЖЖ, и там было типа пять государств по пяти Адским Могуществам Могултая... и я ещё подумал, что это полная чушь, хотя тогда, чтобы разобраться, прочёл или перечитал изначальный текст... в общем, я полез искать и сумел найти тот древний пост!
И сказал в чате, что вот, люди берутся за сложные чужие концепции, типа там пяти
татиб, или четырёх
нео-татиб, или 10 Мастей, и ничего плодотворного из этого обычно не выходит (потому что подобные эстетические концепции работают только для собственных создателей, начнём с этого). А вот вам
"Пять Адских Могуществ". Простой текст, короткий текст, 2-3 страницы, теоретически, содержит в себе всю необходимую информацию. И люди всё равно лажают, даже в простых вещах. Начните с простого.
Я тут себя от остального человечества не отделяю, вот мои реплики в чате:
Затем я проверил даты на сайте и понял, что изначальный текст "Пяти Адских Могуществ" был датирован весной 2003 года, а это значит, сейчас 20-летний юбилей, значит,
есть повод отметить!
***
Вот тот самый пост, который тогда, много лет назад, разочаровал меня настолько, что попал в мой внутренний список отрицательных примеров:
"
Пять Могуществ как государства и общества Когда-то я высказывал
идею, о том, что неплохо бы сконструировать картину взаимодействия разных Могуществ, представленных различными обществами. Кажется, что-то подобное у меня сконструировалось, не знаю уж, для литературно-ролевой игры или для графомани на тему".
Что я могу сейчас об этом сказать? В общем-то, типичный мир понятных технологий в сочетании с альтернативной физической и/или политической географией, какие придумывались в наших краях в 90-е - 2000-е гг. Даже я краешком отметился в этом жанре (/*шёпотом*/ МКЦ...), а уж в около-переслегинских кругах по картам подобных миров целые баталии проводили, Феликс со Славой там в своё время погоняли кораблики. Типичные представители жанра всегда интересны.
Я бы даже сказал, не будь там ссылки на Могущества, этот сеттинг мог бы мне понравится больше, как вещь в себе. Трёхсторонняя холодная война, тамошний аналог 90-х (50 лет после мировой войны, закончившейся односторонним применением ядерного оружия), Материк, Океан и Остров.
Понятно, что невозможно перенести Адские Могущества 1:1, по очевидной причине. Люди в реальном мире смертны, на Земле, пусть альтернативной, как правило, больше пяти стран (как там и написано: "несколько крупных держав... и изрядное количество мелких"), а главное, в реальном мире люди обычно принадлежат странам, народам, культурам по факту рождения и воспитания. В чём, собственно, и состоял изначальный посыл Могултая: в любой реальной стране люди всегда перемешаны, только в аду всех рассортируют согласно истинной природе. Прямо как у Толкиена в письме сыну:
"
Да, я считаю, что орки - создания не менее реальные, нежели любое порождение «реалистической» литературы: твои прочувствованные описания воздают этому племени должное; вот только в реальной жизни они, конечно же, воюют на обеих сторонах. Ибо «героический роман» вырос из «аллегории»; и войны его по-прежнему восходят к «внутренней войне» аллегории, где добро - на одной стороне, а всевозможные виды зла - на другой. В реальной (внешней) жизни люди принадлежат к обоим лагерям: что означает разношерстные союзы орков, зверей, демонов, простых, от природы честных людей и ангелов. Однако ж весьма важно, кто твои вожди и не подобны ли они оркам сами по себе! А также ради чего все это (хотя бы в теории). Даже в этом мире возможно оказаться (более или менее) на стороне правой или неправой".
[Господи, пять типов существ, из которых состоит человечество, пять... я пропал.]
Вопрос, действительно, сводится к тому, кто наши вожди и за какие идеалы они воюют. Если мы уподобляем государство одному из Могуществ, мы имеем в виду, что верхушка страны разделяет те или иные принципы, и что официальная государственная идеология выражает соответствующее мировоззрение. А люди в обществе, как и везде, делятся по всем пяти цветам радуги, отличаются только пропорции. Но с другой стороны, тогда у руля вполне могут оказаться люди, которые на деле принадлежат иному адскому лагерю, пусть и разделяют общепринятые принципы на словах, потому что официальная идеология. В общем, всё сложно.
Если подходить с этой точки зрения, то к тексту, кажется, не может быть никаких претензий. Мы можем произвольно нарезать мир на куски, а потом сказать: на момент начала действия, за политику и идеологию в такой-то державе отвечают люди таких-то убеждений, и всё. Правда, что тогда останется от изначальной идеи насчёт представления Адских Могуществ в образе обществ, чтобы с их помощью проиллюстрировать придуманную Могултаем схему?
И да, это
error_lapsus.
Заботился о подданных, значит Третье, а!
Об этой негативной тенденции в старых обсуждениях П.А.М. писал покойный
taki_net: "
Клятва отдать жизь за чужое право на удовольствие в реальности как-то не наблюдается, и мы свободны добавлять в Третье Могущество нравящихся нам персонажей... Отдал жизнь за родину, а значит, в глубине души имел Клятву... обычных для своей среды зверств не совершал - почему? Ясно, почему - Клятву знал".
"...Если таксист отвёз пассажира по адресу, это Третье. Потому что в Первом таксист тратил бы всё время на уличные гонки с другими таксистами. А в Пятом бы просто давил людей". Ну нет же.
Обо что я сразу споткнулся - тогда? Сейчас-то я к этому отношусь поспокойнее. Я уже сказал о том, что принципиальных возражений быть не может, а сама игра такого рода, в которые я сам обожаю играть. Но я привык, скажем так, к японским дизайнерам: когда им надо нарисовать девочку по мотивам самолёта или самолёт по мотивам девочки, они стараются сохранить как можно больше узнаваемых деталей. Мир смертных и ад бессмертных - это, очевидно, разные системы, задача в том, чтобы перевести символы из одной в другую с минимальными потерями. Я так думаю, потому что я бы сделал так.
"Находящийся в Океане Остров и ряд прилегающих архипелагов занимает Ильдийская (или, по официальному самоназванию, Ильдо-Хандийская) империя. Это одно из древнейших государств на планете, с могучим флотом и развитой экономикой. Ильдо-Хандийская империя, точнее, её коренные, ильдийские, владения представляют собой Третье Могущество".
Малоуязвимая талассократия: островное положение + могучий флот. Хозяева морей: в прошедшую мировую войну организовывали крупнейший морской десант (как США), имеют вассалов на других островах Океана. Изобрели атомную бомбу (как США).
Но в чём фишка Третьего Могущества в
изначальном тексте? Оно небольшое и балансирует на краю гибели. В тексте это полная противоположность Второго: так где Второе Могущество "сильнейшее по числу подданных и полководцев, и могло бы без труда покорить весь Ад, если бы не частые раздоры между его баронами и королями", Третье "не особенно многочисленно и давно было бы уничтожено, если бы прочие смогли сговориться против него; да, надо сказать, и в бою оно так упорно и яростно, как никто другой.
Если бы Второе было более организованным, оно бы вынесло всех за счёт подавляющего численного превосходство. Будь Третье Могущество чуть менее организованным, оно бы рухнуло под напором соседей. Из чего я и сделал тот вывод, что Третье в принципе самое малочисленное и объективно слабое, потому что подобного не сказано даже про Пятое. (Пятое, напоминаю, было бы самым слабосильным, если бы не наличие у них организованного и мотивированного ядра). Малочисленность и слабость Третьего вполне вытекает из текста: "Однако ж людей, родившихся после Рождества Христова, видно среди них очень мало, из чего всякому видна сила Святого Крещения, угнетающего развратные помыслы даже в тех, кто его не принял" (за последние 2000 лет туда попали лишь отдельные люди, причём это верно и для христианских, и для не христианских, и для "поздних" народов, живших уже позже 17 в.).
И как это выражено в предложенном сеттинге? Никак. Третье "
протагонисты", поэтому они господствуют на море и являются одной из трёх Великих держав.
С точки зрения образов, это очень смешно, потому что любителей талассократии мы видим в Пятом: Карфаген и "морские короли Севера". Третьему же приписывают весьма "континентальных" персонажей. Набор из Ксеркса, Наполеона и Муссолини - отдельная ирония, это формальные главнокомандующие, при которых случился Саламин, Трафальгар и Таранто с Матапаном; люди, умевшие пережить свой флот. (У Салазара не было флота, но была заморская империя, которую он не хотел терять; не хотел, а пришлось.)
"Вассалом ильдийской короны последние триста лет является крупное Хандийское княжество на архипелаге к югу от Острова. Длительное время эти острова были крупнейшим пристанищем пиратов в Океане".
Я: это Пятое! ...нет, это Первое.
"Около ста лет назад в центральной части Материка после объединения нескольких государств сформировалась империя Тэйн, начавшая активную завоевательную политику. Правитель Тэйна Фэссен Первый (и единственный), на шестом году правления провозгласивший себя императором, продвигал идеологию ницшеанского толка, довольно мрачный религиозный культ и идею мирового владычества империи Тэйн".
Я: это точно Второе! Фашики! ...нет, это Пятое (правда, через промежуточный этап военного разгрома).
И это ведь могло бы быть отдельной темой. Мир смертных непостоянен, всё время меняется, происходит культурный дрейф, все давно уже пересели на чужие стулья. Если Пятое стало Первым ("оседлый бандит" вместо кочевого), а Второе - Пятым (военный разгром, тотальное разочарование в старой морали и идеологии), то, допустим... Бывшее Третье со временем стало Вторым (недогматическая идеология постепенно выродилась в догматическое сверхценничество), бывшее Четвёртое - новым Третьим (идеалы могултайства победили в отдельно взятом обществе, рамка сместилась, планка повысилась), а бывшее Первое - новым Четвёртым (какое падение! прадеда все боялись, правнучка всем рассказывает про гендер!).
Но там нет этой идеи, просто отдельные странные стилистические моменты. Был архипелаг с пиратами, поэтому станет Первым Могуществом.
И да, про "вассалов ильдийской короны".
"...с тех пор Ильдия более-менее поддерживала контроль над архипелагом, то с помощью военной силы, то через очередные династические браки, торговые и военные союзы. Очередной вступающий на престол князь обычно получает и титул имперского принца. Общество довольно сильно милитаризовано, развитое военное производство, высок престиж воинской службы и даже наёмничества, благо места для этого занятия на планете есть. Это у нас будет Первое Могущество".
Третье Могущество завассалило Первое? Bullies пашут на losers?
Гриффиндор пошёл под Хаффлпафф и теперь болеет за них при розыгрыше Кубка школы? Я имею в виду, Первое могло наняться к Третьему, они же считают, что сильные должны защищать слабых, если слабые их за это уважают и кормят. Но, в общем, очередной очень странный выбор с точки зрения сюжета.
Но повторю в очередной раз - если не считать, что это должно было быть иллюстрацией к "Пяти Адским Могуществам", нормальный сеттинг, не хуже других таких же.
***
И конечно же, мне захотелось показать, как бы я решил ту же задачу, постаравшись изобразить альтернативную Землю с альтернативной географией и технологиями "конца ХХ - начала XXI века", но сохранив у пяти рассматриваемых держав как можно больше особенностей и признаков Могуществ из текста Могултая.
Мне не нужно этого делать, ни с какой стороны, мне за это не платят, и вообще мне такой сеттинг ни к чему, у меня свои есть, но я об этом думаю. А что вы думаете?