В
тот раз я не очень чётко пояснил, о чём речь. Я говорю о своём субъективном восприятии текста, сюжета. Мы часто используем выражение "вкусный текст"; вот и у меня некоторые образы вызывают вкусовые ощущения. Плоть текста имеет вкус; дух текста воспринимается мной, как мелодия. Хотя редкие книги и мысли могут похвастаться тем, что я услышал в них мелодию.
Поэтому здесь я говорю о вкусах, выделяя те, которые кажутся мне базовыми. Как
Великие Соусы Франции, каждый из которых служит основой для других, сложных. Я не могу спутать эти вкусы с друг другом, настолько по-разному они ощущаются. Бессмысленно в связи с этим говорить, что одно сводится или выводится из другого - это не так. И цветов в моей радуге столько, сколько я их вижу.
Возможно, я выбрал неправильное слово - путь. Может быть, мне стоило говорить о сюжетах - термин "модели" я уже использовал раньше и по-другому поводу. Применительно к реальности можно говорить об аспектах, имея в виду, что жизнь не литература, в её палитре все краски смешаны и растворены.
И тем не менее, пути. Слово коротко, легко запоминается и хлёстко звучит.
Да, пожалуй, надо кратко пересказать сказанное новыми словами - ради того, чтобы сказать то, что давно обещал сказать. Но в каком порядке? Главный вопрос - что пойдёт первым, Путь героя и или Путь мастерства? У обоих вариантов есть свои преимущества, не говоря уже о соблазне сказать, что раньше я чувствовал больше, чем понимал, а сейчас не чувствую вообше. Тем не менее...
slavamakarov: Можно ли в парадигме путей описать любую заранее выбранную войну?
Ответ: И да, и нет. Возьмём, для примера, Вторую Мировую.
Путь Героя.
Он же Путь крутости.
--Извините. Слава Макаров задал мне несколько вопросов по теме, на которые стоило бы ответить. Для этого, скорее всего, придётся писать отдельный постинг. Более того, я пойман в ловушку языка - само слово Герой распадается на части и темы. Я знаю, что сказать, но если я начну говорить сейчас, это будет долго и непрактично. Ага, "самое интересное". Могу только отослать вас к старому постингу - ключевые слова "кровь богов" - и попросить вас подождать новых. Если они будут.--
Достаточно хорошо суть Пути героя передаёт следующий обмен репликами из фильма "Эквилибриум": "Клерик, я понял, почему ты лучший. Ты всё время тренируешься" - "Может, я просто лучший?"
Что же касается войны, то позволю себе дать развёрнутую цитату из романа... эээ... Романа Злотникова "Обречённый на бой", краткая биография советского диверсанта по кличке "Клыки", в некотором смысле - главного героя произведения:
"Полковник в отставке Казимир Янович Пушкевич на риторический вопрос: «Чем солдат отличается от убийцы?» - мог бы ответить так: «Солдат убивает намного больше». И был бы полностью прав, особенно если на место расплывчатого понятия «солдат» он поставил бы самого себя. Самый знаменитый убийца всех времен и народов - Джек-потрошитель - отправил на тот свет немногим более десятка жертв. Двадцатый век породил монстров, убивших сотни. За свою долгую воинскую судьбу полковник Пушкевич отправил на тот свет своими руками несколько тысяч человек, а если учесть и погибших в пущенных под откос эшелонах, а также иные жертвы его диверсий, то счет можно было вести уже на десятки тысяч.
...
Все закончилось жарким июньским утром 1941 года, когда на пороге комнаты, в которой вся семья собралась за традиционным воскресным завтраком, появился одетый в грязно-зеленую форму автоматчик и, осклабившись и проорав: «Коммунистен - швайн!» - швырнул на стол тяжелую гранату с деревянной ручкой. Через полчаса немецкие мотоциклисты покидали село, таща на поводу коров и коз, а Казимир... стоял на опушке леса и смотрел на столб дыма, поднимавшийся над тем местом, где был его дом. Так закончилось его детство.
Что он делал в следующие полгода, Казимир осознавал смутно. Опять он включился в реальность, стоя в землянке уполномоченного СМЕРШа партизанского отряда Кострова.
...
Войну Казимир закончил капитаном с шестью боевыми орденами и десятком медалей" - в 18 лет. И потом ещё десятки лет воевал в разных необъявленных и неизвестных войнах. Отличаясь при этом необыкновенным везением и чудовищной боевой эффективностью. Вот так выглядел бы путь героя в наших условиях.
Как долго длится этот путь? "Пока не кончится сага" - скажут оптимисты. Скорее, пока герой не найдёт достойную его смерть. Другие же говорят, что и за пределами смерти героя ждёт новая жизнь и новые битвы. И кто скажет, что лучше - смерть в бою или бессмертие на вечной войне?
Что заставило меня задуматься о Пути героя? Много читал всякого-разного от классиков фэнтези.
Путь мастерства.
Надеюсь, с этим путём всё было ясно ещё тогда. Здесь правит бал следование Традиции, овладение Искусством и повышение Уровня. В общих чертах процесс прокачки знаком всем, кто играл в РПГ. Но речь не обязательно идёт о прокачке. Самый частый сюжет на пути мастерства - эпизод из жизни носителя Традиции, который взвешивает своё мастерство на весах конфликта с другим мастером, находящимся в сюжетной оппозиции. Вот
пример. Достаточно хорошо этот процесс описывает следующая цитата из фильма "Драйв": "А я думал, у вас в Китае так: один человек подходит к другому на улице и говорит: "моё кунфу лучше твоего кунфу!" И давай ногами махаться..."
На втором месте следует упомянуть процесс передачи Традиции и Искусства от Учителя к ученику. Но всё это части одного непрерывного процесса - обучение у Учителя, самостоятельное следование пути с постепенным повышением уровня, передача Традиции своим ученикам.
Следует заметить, хотя, по-моему, это уже очевидно, что Путь мастерства, как концепция, появляется именно на Востоке, и во многом до сих пор генетически с ним связан.
Подобрать пример Пути мастерства на войне... это сложно. Обычно мастера сами по себе, война сама по себе, не более, чем эпизод на пути постижения. Если очень растягивать границы допустимого, то это будет Отражение, в котором пилотирование поршневых истребителей считается искусством, путём и способом духовного самосовершенствования. Догфайт-дзюцу, догфайт-до, где благородные асы на размалёванных самолётах парят над миром, отражая мир зеркалами своих душ, или бросают друг другу вызов, сходясь в отчаянных и благородных поединках.
А проще - это как пример с диверсантом из предыдущего раздела, но про японцев. Ниндзя на войне; ну а если их двоё, учитель, и ученик - ещё лучше. Или можно вспомнить о Токи, легендарном японском разведчике (пластуне) из компьютерной игры Silent Storm. В 1943 году, когда мы впервые с ним сталкиваемся, это молоденький младший лейтенант с небольшим опытом в боевых искусствах. Во второй игре серии действие происходит в 1946, и мы снова сталкиваемся с Токи. Но это уже монстр, невидимка, призрак, который убивает с одного прикосновения и не нуждается в огнестрельном оружии (в игре ещё есть секретный персонаж, немой ниндзя Тень, говорят, он ещё больший монстр - хотя куда уж больше?! - но я им не играл). Так вот, три года - от зелёного новичка до мастера, через серию кровопролитных битв, в которых поражение было немыслимо, а победа невозможна.
Как долго длится этот путь? "Пока не достигнуто просветление". Об этом легко можно забыть, сосредоточившись на практической стороне искусства, но мастер Дзен найдёт, что сказать мастеру фехтования, ибо у них схожи и цель, и средства. Однажды совершенный мастер достигнет истинного равновесия и истинного понимания, он станет неуязвим, слившийсь с мирозданием и выйдя за его рамки. Таково "
поведение людей, достигших совершенства на любом Пути. Хотя их руки, ноги и тело движутся, ум не останавливается ни на чем. Такой человек вообще не знает, где пребывает его ум. Он живет в состоянии не-сознания-не мысли".
Что заставило меня задуматься о Пути мастерства? Из всех вещей - чтение русофобской трилогии Дмитрия Шилдовского - "Орден". "Мастер", "Враги".
Путь стратегии.
Как-то я сравнил стратегию с магией. Одна из любимых переслегинских мантр - "равные позиции преобразуются в равные". Вернее, "при взаимно правильных действиях оценка позиции не меняется - равные позиции преобразуются в равные (принцип тождественности, он же - принцип обреченности)". Стратегия - это искусство преобразовывать имеющиеся условия в желательные. По моему старому определению, маг - это тот, кто выигрывает, меняя правила под себя. О настоящем стратеге мы можем сказать то же самое.
Такой стратег - всегда игрок. Его игральная доска - пространство решений, и его действия служат тому, чтобы это пространство расширить. Впрочем, сам факт использования метафоры игры подразумевает наличие у игрока определённой свободы действий.
Я как-то говорил, что при таком подходе может возникнуть искушение считать актёров игроками, преувеличивая степень их свободы. С этим я связывал два старых постинга в журнале Славы Макарова,
Саддам-стратег и
зимнее наступление в Кувейт.
С другой стороны, стоит вспомнить и бродячий сюжет о молодом офицере армии США, которому на командно-штабных учениях дали порулить за "красных" - Ирак или Иран - и он при этом смог нанести "синим" неприемлимые потери, после чего пришлось отменить результат и переигрывать заново. Вы наверняка слышали эту историю, в том или ином варианте. В этой ситуации, действительно, гипотетический офицер был игроком, играющим за победу или престиж. Подобно Саддаму в этой фантазии Переслегина - "
хороших версий для Хуссейна нет. Но если выбирать между плохими, то можно предварительно стереть торжествующую усмешку с лица врага".
Если оставить в стороне войну и геополитику, то к Пути стратегии можно отнести и образцовое кидалово, в ходе которого жулик и махинатор проведёт изъятие капитала у крупного босса мафии. Если комбинация тонкая, а комбинатор - ас, то подобное вполне поддаётся описанию в терминах Сунь-Цзы.
Путь стратегии в приложении ко второй мировой будет рассматривать мировой конфликт с точки зрения Гитлера, а также Ямамото и офицеров японского морского генштаба. По-крайней мере, именно перед Германией и Японией стояла задача искусством опровергнуть превосходство противника в людях, ресурсах и промышленном потенциале. Но получилось по Бюлову - "
рано или поздно верх должны одержать массы, т.е. большее число бойцов и большее количество материальных средств, которыми ведется война, а не более высокая дисциплина, тактика или более высокий дух борющегося". Переслегин вздыхает и говорит "очень жаль", чего многие до сих пор не могут ему простить.
Поясню. С определённого момента - Переслегин указывает на Мидуэй, как на точку невозврата - война выигрывается антигитлеровской коалицией при любом раскладе. Вопрос стоит только о цене победы.
В этой ситуации, выигрышная стратегия за СССР - отодвигать границу на запад, подготавливать эвакуацию промышленности на восток. Когда немцы выработают ресурс своих танков, когда заработает эвакуированная промышленность - война на глобальном уровне выиграна, в общих чертах. Опять же, с точки зрения Переслегина, если бы Германия играла по правилам, она обязана была сама капитулировать в сорок третьем, в связи с невозможностью выиграть войну. А СССР, при последовательно правильных действиях, к сорок третьему был обязан разгромить Германию, вне зависимости от того, капитулирует она или нет. Ну а что получилось, то получилось.
Что касается Америки, то Рузвельт в рамках концепции ИГШ придерживается традиционной английской стратегии, о которой я напишу где-нибудь в другом месте. Проблемы США были связаны с внутренней политикой, а также с устройством послевоенного мира. В остальном должна была победить не имеющая себе равных американская экономика. Как и СССР, США выигрывали любой размен фигур - фигур у них было больше.
Да, для Пути стратегии на примере Германии лучше заменить исторического Гитлера на Гитлера-Переслегина - см.
"Северный гамбит" и
операция "Шлиффен".
Путь стратегии длится, "пока длится танец". Потом Ямамото Исороку сядет в самолёт и отправится навстречу Судьбе. Впрочем, скажет рассказчик, его танец закончился ещё при Мидуэе. Но, безусловно, иногда конец одного танца - всего лишь начало следующего.
Что заставило меня задуматься об этом пути? Очевидно - чтение Переслегина, общение с Макаровым. Как говорится, "
Меньше слушай Макарова и не читай Переслегина".
Но что-то я расписался :(
Путь тактики.
"
Тактика - четко фиксированные в своей последовательности способы поведения, ориентированные на достижение конкретных целей, являющихся звеньями реализации стратегических целей. греч.Taktika - искусство приводить в порядок.
"
Тактика - составная область военного искусства, охватывающая теорию и практику подготовки и ведения боя подразделениями, частями (кораблями) и соединениями всех видов ВС, родов войск и специальных войск.
Тактика... рассматривает вопросы боевого применения частей... в бою".
Тут я, безусловно, остаюсь в рамках словарных определений. На пути тактики мы имеем дело непосредственно с боем, когда всё решает уровень подготовки и материальное обеспечение. "Тактика - искусство приводить в порядок", подобно тому, как стратегия - искусство управлять хаосом. В первоначальном постинге я слишком сосредоточился на описании тактики спецподразделений, но разве не то же самое можно сказать о боевом корабле? , Не стратегия, решающая, где, как и против кого будут использованы корабли, но само описание их применения. Ведь боевой корабль - это тактика, застывшая в металле, в доктрине, в выучке экипажей. "Мы знаем, что делать, и будем это делать, до победы или уничтожения".
Таким образом, к Пути такики относятся самые разные вещи. Начиная с книг, фильмов и игр про действия диверсионных групп во время второй мировой войны - несть им числа. И кончая корабельной частью "Варианта "Бис"" Анисимова. Ещё более яркий пример - "Седьмой авианосец" Питера Альбано. Если отбросить в сторону сюжет и совершенно дурацкое объяснение, это книга о том, как реально несуществовавший, но гипотетически возможный сверхтяжёлый японский авианосец 41 года атакует военно-морскую базу США Пёрл-Харбор седьмого декабря 1983. Ясно видно, что авторская цель на пути тактики может быть достигнута без всякого стратегического обоснования - сама суть в том, чтобы одни кораблики и самолётики столкнулись с другими корабликами и самолётиками.
Как долго длится путь тактики? "Пока не кончатся патроны". Люди, танки, самолёты.
Что заставило меня задуматься об этом пути? Игра в Silent Storm. Ещё точнее - момент, когда я стоял посреди забитого оружием склада и выбирал оснащение для своего ударно-диверсионного отряда. Выбор оружия для боя, в этом была сама суть того, что я только что попытался выразить.
Теперь я, собственно, перехожу к двум ранее не упомянутым путям. Они отличаются от четырёх уже упомянутых тем, что находятся в иных отношениях со временем; в некотором отношении, они перпендикулярны по отношению к другим.
Путь структур.
Рассказывает о создании, развитии и взаимодействии социальных структур. Упомянутый в старом постинге "путь интриг" является частным случаем того же самого, потому что в ходе интриг люди взаимодействуют, лишь как части некой структуры или структур. В такой ситуации у человека гораздо меньше степеней свободы. Представим себе непростые отношения между разными отделами имперской разведки, когда ящик коньяка может решить исход сложнейшей комбинации. Собственно, Штирлиц; его превосходство над фашистскими бонзами состоит в том, что среди них только он по-настоящему свободен, его родная организация слишком далеко, а принадлежность к структуре - лишь маска, которую он носит. Остальные, хоть и считают себя игроками, напоминают то ли кукол, барахтающихся в паутине, то ли марионеток, которых дёргают за тонкие как паутина нити.
И если бы речь шла только об интригах! Но Лазарчук, а за ним и другие, подняли вопрос о том, что сложную социальную структуру можно считать живым и даже квазиразумным объектом. По крайней мере, то, что системы развиваются и существуют по своим законам, которые можно описать и исследовать - объективный факт. В самом лучшем, идеальном варианте, структура живёт сама по себе и даёт жить людям, из которых состоит - они друг другу не мешают. В худшем, "бюрократическом" варианте, структура жестко подминает под себя своих сотрудников и всех, с кем ей приходится столкнутся, форматируя мозги принимающих решения в сторону принципа "собака на сене" по отношению к своему и "что не съем, то надкусаю" по отношению к чужому.
fortunatus как-то сказал, что нельзя написать текст на такой основе. Не соглашусь. Я уже
касался этой темы. И потом, возьмём "Третий проект" Калашникова и Кугушева, эту "документальную фантастику". В значительной степени речь там идёт именно о пути структур. Считать ли это художественным произведением - другой вопрос, но путь структур можно отработать и в художественном произведении.
С точки зрения Второй мировой, это был бы рассказ о влиятельных кругах американских финансистов-промышленников, для которых Рузвельт - ненадёжный союзник, Германия - объект манипуляции, а Япония и вовсе физический объект, вроде футбольного мяча и ежа, который, как известно, "птица гордая". Просто потому, что у Японии нет выхода на эти круги, нет возможности на них влиять - она может только попытаться опровергнуть эту реальность в пространстве войны, которая для этих кругов является подчинённой и низшей формой их деятельности. Кстати, что-то подобное попытался отрефлексировать Хидео Кодзима в своей знаменитой серии игр Metal Gear Solid. В рамках его криптоистории, с самого начала 20 века мир был поделён китайскими, русскими и американскими "мудрецами" (японец вспомнил всех врагов), они и организовали мировые войны. Потом американская ветвь "мудрецов" сожрала остальных, но несчастной Японии от этого не легче.
Как долго длится этот путь? "Это будет длиться вечно" :(. Время структур превышает время человека, они способны пережить все свои недолговечные "клетки". Структуры преображаются, поглощают друг друга, могут распадаться - но на их место приходят новые, более совершенные.
Что заставило меня задуматься об этом пути? Городская игра "Эра Водолея: Сумерки осени", на которой была поставлена задача организации взаимодействия разных структур. Я сначала попробовал на пальцах описать, как это выглядело: Организация А была представлена на игре независимыми ячейками... и временным штабом, который координировал их действия... с котором было связано детективное агенство, формально независимое, на деле представляющее из себя... и к которому был приписан представитель европейского координационного совета Организации Б, который должен был наладить взаимодействие... при этом, местный филиал Организации Б... Потом бросил. Бесполезно.
Путь венчура.
В некотором смысле, относится к пути тактики, как путь структур - к пути стратегии.
"
Венчурное предприятие - относительно небольшое предприятие, занимающиеся прикладными научными исследованиями и разработками, проектно-конструкторской деятельностью, внедрением технических нововведений с неопределенным заранее доходом. Различают:
- внутренние венчуры - малые внедренческие фирмы, выделяемые из структуры корпораций на период создания и освоения новации; и
- внешние венчуры - малые независимые внедренческие фирмы, которые включаются в сферу деятельности крупных корпораций путем предоставления им финансовых средств, консультаций, экспериментальной базы и т.д".
Я уже упоминал о
пути венчура. Речь всегда идёт о решении конкретной задачи, будь это съемки фильма, отправка исследовательской экспедиции и так далее. Нет необходимости вставлять в текст военные действия, сама суть этого пути в организации взаимодействия и в гладком и изящном решении возникающих проблем. Венчур - это люди, которые его создали, их деятельность рациональна и при этом отличается крайней гибкостью и свободой в выборе средств, соответственно, правила пути структур тут не действуют. Для чего, собственно, венчур и создаётся. На этом пути главные герои - снабженцы и кадровики, на их плечи ложится основная нагрузка. Где раздобыть транспорт? Что делать, если стулья нужны утром, а деньги будут днём? Как создать в коллективе нормальную психологическую атмосферу? Как превратить неудачников в победителей?
Неудивительно, что путь венчура был придуман в США и во-многом остаётся прерогативой авторов-американцев. Ведь суть этого пути именно в том, что проблемы решаются, а караван приходит в срок. В России всё это как-то более грустно, к тому же, многие пока предпочитают класть выделенные деньги сразу себе в карман, минуя промежуточные стадии (см. Политтехнологи).
Мой любимый пример пути венчура - "Фантастическая сага" Гарри Гаррисона. В руки киношников попадает машина времени, им надо с минимальными затратами снять исторический боевик, чтобы спасти студию от разорения. Можно вспомнить о небоевой части игры Jagged Alliance 2, которая начинается с того, что игроку выдают чемодан с 30 тысячами долларов и просят свергнуть правящий режим одной маленькой, но гордой страны. Важно отметить, что венчурная компания обустраивает мир, воспринимая его как пассивную и иннертную среду. Структуры на пути венчура - неповоротливые динозавры, у которых можно красть яйца прямо из гнезда. Столкновение двух организаций венчурного типа на моей памяти описано не было, но такое столкновение, имхо, обречено выродится в путь стратегии для их руководителей в лучшем случае, в худшем - в путь тактики для их членов. Развитие превратится в гонку вооружений.
Если говорить о войне... Сложно. В войне, всё-таки, действуют государства, а не частные лица. Представим себе, как трое друзей в двадцатые-тридцатые годы организует в Швейцарии фирму, предоставляющую всем желающим услуги по сбору информации, а потом и расширяющую свою деятельность до организации диверсий. Представим, что во время войны Гитлер, к примеру, сможет заказать у них похищение Муссолини, а польское правительство в изгнании - организацию Варшавского восстания. Короче, это наёмники.
"
Ученые-исследователи когда-нибудь более подробно осветят историю возникновения и развития самой популярной организации Старого Света - General Providence Trust . В своем первоначальном виде - частная артель сыска и нападения, она оказала финансовым владыкам двуглавого материка некоторые секретные услуги, была легализована и превратилась в крупнейшую контору всяких комиссионных поручений".
Описание развития и деятельности такой компании будет интересным, хотя и абсолютно аморальным. Но тут важно отметить, что сюжеты на пути венчура не обязаны быть этичными; они вообще никак не связаны с моралью. Речь только об эффективной организации деятельности. Да, речь может идти о помощи голодающим или о внедрении инноваций. С другой стороны, один раз я читал эротический рассказ следующего содержания. Группа лиц выполняет заказ некого неизвестного нам лица или организации, похищая, а затем пытая и насилуя некую женщину, подавляя её волю. Всё это похоже на какой-то чудовищный эксперимент. У них есть медицинское отдел, у них есть психологи. Повествование ведётся от лица оператора-техноgeak'а, который должен всё это снимать для последующей демонстрации заказчику. Он описывает свои тезнические проблемы - съемку с рук во время захвата без дублей; постановка правильного освещения, отбор нужных сцен. Он профессионал; ему приходится ночами не спать и сидеть перед камерами наблюдения, просматривать отснятый материал в перемотке, стараясь ничего не упустить, монтировать, подчищать, клеить, расставлять крупные планы. С ним сидят ребята из группы активного воздействия, которые непосредственно похищают, бьют и насилуют. Они носят ему кофе, он наблюдает за ними со стороны. Среди них есть тот, кому просто нравится делать людям больно; есть среди них и лидер, который способен держать в узде жестого отморозка. Всё продумано. Вплоть до того, что ещё до начала операции группа активного воздействия вместе занималась спортом и качала железо - в голом виде, чтобы мужчины привыкли к другу другу и не жались на сценах групповых изнасилований.
Абсолютно ровным тоном. Без всякой оценки происходящего. Путь венчура, да.
Как долго длится путь венчура? "Пока не отобьют бабки". Или пока венчурное предприятие не разбухнет до таких размеров, что превратится в корпорацию, структуру, перестанет быть живым в человеческом смысле и оживёт в мире корпоративных монстров. См. историю корпорации "МакДональдс" и других.
Что заставило меня задуматься об этом пути? "Фантастическая сага" Гарри Гаррисона, некоторые эпизоды из "Конго" Майкла Крайтона.
P.S. Да, я ещё говорил о пути чувств. Но это "не достижение чего-то с помощью чувств, обостренного восприятия". Это сюжет, построенный на переживаниях и ощущениях героев, примером чего служат мелодрамы, дамские романы и эротика вроде "Эммануэли". А длится он до свадьбы, ясное дело 8-))).