Традиционное фэнтезийное расределение (свет, тьма, равновесие - или порядок, хаос, равновесие) приняло в моём мире следующие формы.
Во-первых, разделение богов на светлых, тёмных и сумрачных.
Все три ветви происходят из одного корня и являются богорождёнными сущностями (термин из Даниила Андреева, с немного другим смыслом). Разница между богами определяется, скажем так, политической позицией и разногласиями "по земельному вопросу". Светлые хотят закопать тёмных, тёмные - всех, а сумрачные не хотят быть закопанными. Помимо этого, тёмные считают, что Творца можно уничтожить, а светлые пришли к обратному выводу. Можно было бы сказать, что разница чисто "генетическая", по рождению, если бы не Смерть, которая вошла в семью светлых, не являясь светлой по происхождению.
Светлые боги называются светлыми не в фэнтезийном смысле, но в значении "великие, прекрасные, могучие". Гордые, дети гордыни. Светлые считают, что являются правителями мироздания по Силе и Правде: они дети Творца, следовательно, его наследники; и они банально сильнее всех, кто может бросить им вызов (не считая тёмных богов). Светлые правят двумя третями вечности и бесконечности. Их принципы включают в себя порядок и вертикальную иерархию. Они - творцы и законодатели.
Тёмные боги - конкретные выродки и фрики, представляют собой сюжетную оппозицию. Люди практически не сталкиваются с их влиянием, и хорошо, что не сталкиваются. Это большая бяка. С психологической точки зрения... а, впрочем, ладно.
Сумрачные - самые слабые из всех, практически не существуют, как единная сила. Тем не менее, среди них есть сильные индивидуумы, в первую очередь - богиня Ночи.
Помимо этого, есть деление, взятое из одной французской игры, на путь света, путь тьмы и путь судьбы. Однажды я в шутливой форме выразил разницу между ними:
Идущие путём света предлагают уродам покаяться. Раскаявшимся указывают путь искупления, нераскаявшихся - отправляют туда же или сразу выбраковывают. Следят за рецедивами.
Идущие путём тьмы считают, что всех уродов надо убить. Так и действуют. Иногда назначают самых подлых уродов руководителями комитета по утилизации "уродонаселения".
Идущие путём судьбы предоставляют уродам разбираться между собой. Тех, кто после этого останется, признают "не такими уж и уродами". Последнее решение, правда, может в любой момент быть пересмотрено.
Светлые боги, как таковые, представляют путь судьбы. То самое:
богов интересуют действия, соблюдение правил, безупречность и мастерство.
slavamakarov - пример человека, близкого к пути судьбы.
Путь света в моём мире представлен ангелами, богосотворёнными сущностями (в противоположность богорождённым, богам). Ангелы взяты из христианского мифа, главный у них архангел Михаил. Соответственно, путь света неразрывно связан с представлениями о благом Творце. Люди сотворены Богом по образу и подобию, и образ этот светел. Люди грешны, но их душа всё равно стремится к Богу. Спасение, искупление, прощение, милосердие - вот ключевые понятия пути света. Моральные, душевные качества считаются главными: доброта выше силы, сочувствие выше мастерства. При этом, сами ангелы далеко не пацифисты: добра с кулаками у них столько, что они могли бы сдавать его в аренду. Страха перед насилием у них нет, они его просто не любят, в то же время спокойно осознавая, что врагов Творца нужно давить, давить и ещё раз давить.
В общем, путь света из тех, кого я знаю, полнее всего представляет
gilgamesch. Хорошие люди лучше плохих и т.д. В моём мире он бы при ангельском спецназе работал фотографом 8-).
Путь тьмы... в узком смысле один Ивил, в широком - сюжетная оппозиция. А из друзей-френдов никакого в пример приводить не будут, вы меня понимаете? ;)
Каждый путь породил своего великого воина, бога войны, архангела Михаила и понятно-кого соотв. (в последнем случае - скорее породит). Ну это так. Тёмные боги просто жрут и срут, при их силе этого достаточно. Демоны тоже не воины, они сволочи.
Разделение богов на три ветви отразилось на третьем поколении светлых богов:
Бог войны, Двуликий, при своём отце Императоре выполняет обязанности министра обороны, он ближе всего к тёмным богам. В некоторых традициях его даже называют богом-демоном, а ещё Насильником, Грабителем и Убийцей. Понятно, почему - бог войны любит свою работу, а работа у него специфическая.
Зарад, Рогатый, бог охоты, Хозяин - министр внутренних дел, заведует делами всего Мидгарда. Воплощает семейные ценности Светлых, продолжая линию Императора и Дракона, своего отца и деда. Подобно Императору, Зарад может восприниматься, как нечто вселенское, всеобъемлющее, изначальное.
Магалокс, Шестирукий, бог магии - с этим понятно, министр иностранных дел, подобен сумрачным. Собственно, ими и занимается, а ещё Независимыми мирами.
Таким образом, здесь у нас одновременно отражение ситуации с тремя ветвями и её преодоление.
Богини третьего поколения, скорее, связаны с идеями порядка, равновесия и хаоса (как они были показаны в гениальной игре Magic & Mayhem).
Светлая, естественно, будет связана с Порядком. По игре это и есть эльфы, единороги, фениксы и рыцари - короче, фэнтезийное добро. Ровные, чистые линии, сплетающиеся в сложнейщие геометрические узоры, блестящие и прекрасные.
Ише, Лесной, достанется Равновесие. В игре Magic & Mayhem совершенно правильно ушли от глупой идеи весов, связав Равновесие с природой. Это динамическое равновесие экосистемы, круг, круговорот, возвращение, перерождение. Колышущаяся ткань, бесконечный меняющийся узор, ускользающий и остающийся неизменным. (Насвистывает тему ткацкого станка из другой великой игры, древнего квеста Loom.)
Смерти остаётся Хаос. В Magic & Mayhem это как раз мертвяки, круг жизни, пущенный в обратном направлении и слетевший с оси. В природе мёртвые уходят в землю, земля рождает расстения, расстения дают жизнь животным и людям. Но хаос ставит всё с ног на голову - мертвецы вылазят из земли и пожирают живых, как на картине Брейгеля
"Торжество смерти". Древо Жизни превращается в ядовитый анчар. Это диссонанс, звук рвущихся струн, великое упрощение.