Да.
Когда я вернулся с отдыха и немного почитал ЖЖ, я обнаружил, что из-за меня возникла определённая путаница.
1. makarovslava: В общем, понятно, что
история Норфлита - это история одного из потомков Зарада...
2. makarovslava:
А то какой-то персонаж Светлой получается. "А еще я немножечко умею шить"
zinik_alexander:
Где это он персонаж Светлой?!
С другой стороны - что, мне постоянно про отмороженных персонажах Двуликого писать?
ogasawara:
Слава, увы, прав.
zinik_alexander:
В том, что это персонаж Светлой или в том, что шаблон?
Второго неотрицаю, первое прошу объяснить.
Правда, дальше Слава уточнил:
makarovslava:
Да не персонаж он светлой. Я, скорее, имел в виду "Он, как и персонажи Светлой, является длинным списком "а еще я великий фехтовальщик, стрелок и байдарочник.А еще я немножечко умею шить".
В этом у тебя проблема, на которую я пытался намекнуть. К базовой функции "чекист с катаной" прикручено, наверчено и докручено. Нафига - непонятно. Но образ разваливает нахрен.
3.zinik_alexander:
Знаешь, сдвиги в психике бывают разные.
И вообще, не надо делать из него персонажа Двуликого. У меня уже есть отмороженный на голову мечник. Некто Полковник. У которого трезвость ума сочетается с психическими сдвигами. Он рассчетливый псих.
ogasawara:
Персонаж Светлой в этом раскладе не смотрится ну никак.
Понимаешь, с такой жалостливостью он должен сдохнуть от внутренней рефлексии еще во время гражданской войны.
zinik_alexander:
А Слава сказал, что это персонаж Светлой.
Рефлексию Светлой можно задавить словами "так нужно для дела".
Кроме того, есть еще Зарад.
ogasawara:
(в ужасе)
Где, скажите мне, где ты видел японца - воплощение Зарада?!
zinik_alexander:
*невозмутимо*
В алтаре Славы Макарова.
(Имеется в виду этот
прогон - Г.Н.)
ogasawara:
Это очень, очень редкий и нетипичный случай, спроси у самого Славы.
zinik_alexander:
Но Химура Кеншин в чем-то похож на героя.
Герой тоже хитокири, в принципе. И тоже на службе у идеалистов-революционеров.
Так. Мы не можем сказать, был ли Норфлит потомком Зарада, или нет. Но с точки зрения моего мира, он зарадист, да.
Герой Светлой НЕ МОЖЕТ служить в ЧК. Не может. Всё. Хонор Харрингтон, работающая в хэвенитском Бюро Государственной Безопасности. Нет.
Не все герои Двуликого отоморозки. Многие - да. Но в разной степени. Герой бога войны, с большой вероятностью, не стал бы служить в ЧК.
Зарад - это даже не смешно. Думаю, очевидно, что Зарад думает по всему этому поводу.
Среди средневековых японцев могли быть люди, отмеченные Зарадом (в японском комиксе "Одинокий волк и его щенок" был такой, благородный стражник, посвятивший свою жизнь борьбе с преступностью и ловле преступников), но да, самурайские боевики про них не снимают. Что касается Химуры Кеншина и японских идеалистов, то это, конечно, тема Славы Макарова. Но Кеншин в ЧК - это... хм. Кеншин каратель. Кеншину поручили подавлять крестьянские восстания. Ага. Это при том, что Кеншин после обычных-то разборок на десять лет ушёл юродствовать и замаливать грехи. /*представляет, как Кеншин во время Японо-китайской или Русско-японской войны ходит по улицам с трещёткой и предлагает превратить войну империалистическую в войну гражданскую*/ Не. Не работает.
Теперь, чуть поподробней, что я имею в виду под теми или иными терминами.
Аватары.
Воплощения богов. Де факто, все божества, вступавшие в контакт со смертными, делали это посредством аватар.
Божественные аватары - это "аватары сверху", здесь полное соответствие классическому определению. Белая волчица Аматэрасу из игры "
Оками" - божественная аватара.
Естественно, такие аватары могут волей богов рождаться среди смертных или в один миг создаваться из воздуха; для своих потребностей бог может забрать со склада готовую оболочку или слепить новую, отталкиваясь от собственных нужд и местных религиозных представлений. Аватары - это платье, как то, что одевают и по чему судят о хозяине; это инструменты, манипуляторы и конечности, как то, чем воздействуют на окружающий мир; наконец, это сами боги, ибо так их воспринимают и так они воспринимают себя, и богами они действительно являются.
У меня был наготове пример, помимо Аматэрасу, "чья Кисть сама по себе состоит из 13 младших богов".
Представьте себе некую шаблонную космооперу. Космос. Три космических линкора гордо рассекают пространство. Навстречу флегматично летит аватара бога войны, с безукоризненной причёской и начищенными до блеска ботинками. Его деловой костюм создан по технологии, опережающей местную на несколько технологических уровней, и энерговооруженности костюма хватило бы, чтобы вступить с линкорами в дуэль и выиграть её. Это не бой, это дезинтеграция. Взмах руки, и три линкора разлетаются на куски. Второй взмах, и обломки начинают кружится вокруг аватары бога войны. Восстанавливаясь, перестраиваясь, перекручиваясь, видоизменяясь, компоненты трёх линкоров собираются в один корабль, на мостике которого стоит капитан-одиночка. Ассиметричный, угрожающий силуэт отправляется в путь - бог войны подобрал себе достойный инструмент.
(Не то, чтобы я выдумал этот образ самостоятельно: вдохновением послужил Оби Ван Кеноби и Анакин Скайокер, с помощью Силы перестраивающие свои истребители в LEGO-версии "Звёздных войн" (
ролик), а так же способности
Охотника за скальпами из вселенной Марвел. Можно вспомнить и
заметку ray_domkrat'а.)
Аватары "снизу" - это разумные существа, в своём личном развитии добившиеся слияния с божеством, тем или иным способом. Здесь может быть что угодно, в зависимости от сеттинга - посвящение, ритуал призыва, особые психотехники, глубокая медитация, суть одна - контуры человеческой психики совпадают с одной из граней образа божества. Это сложный вопрос, в одной книге написано, что для стороннего взгляда аватара - это и есть божетство, но сам человек продолжает ощущать своё "я", а божественность воспринимает, как нечто внешнее, хотя и постоянно присутствующее. В отличие от божественных аватар, здесь вместилище бога является отдельной личностью, со своей отдельной жизнью как до нисхождения божества, так и после его ухода.
Я писал, что
Лис мог стать аватарой бога войны. Это значит, что Лис мог заставить себя думать, как бог войны, смотреть на мир его глазами, умел полностью принять природу Воина - и получал долю его силы и неуязвимости. По сути, здесь речь о работе с собственной психикой для достижения наибольшей боевой эффективности, о технике, позволяющей настроиться на бой; это способность, которую можно включать и выключать. Не хочу сказать, что это просто, или что за это не надо платить. С другой стороны, можно сказать, что Лис сделал себя настолько интересным персонажем, что бог войны не устоял перед соблазном сыграть за него (или в него; или с ним). В принципе, это равные позиции.
Потом, что ещё... в моём мире считалось, что смертный, прошедший Путь воина до конца, превращается в бога войны, подобно тому, как предельный маг становится богом магии и так далее. Да, совершенный воин может, образно говоря, дойти до замка бога войны и сразить его в честном бою; это сделает его новым богом войны. На деле, одна аватара просто победила другую - бог войны единственное божество, чьи воплощения регулярно воюют между собой (неплохой способ поддерживать форму). Можно даже сказать, что бог войны - это несколько великих воинов, с начала времён поднявшихся к престолу Бессмертного Воителя, это все они _одновременно_. И в то же время, он - всегда один и тот же, великий бог и непобедимый Воин, сын Императора и Императрицы.
Наконец, заканчивая тему с аватарами, это может быть просто титул, шутливый, почётный, даже официальный. Так можно выразить своё восхищение тем или иным субъектом или объектом, вне зависимости от позиции самого бога.
Уэсуги Кэнсина называли аватарой Бисямона (кто его знает, может, он и вправду им был); Державин писал о Багратионе "
бог рати он", т.е. Багратион был крут, как воплощение бога войны. Когда говорят, что артиллерия - бог войны, имеют в виду, что большие пушки крутые, решают и рвут всех в клочья.
Жрецы.
Здесь всё должно быть понятно. Жрец - представитель культа, посредник между смертными и божеством. В большинстве миров это административная должность, причём, достаточно престижная (финансы, публичная трибуна, связи и т.д.). За то, чтобы провести своего человека на пост, допустим, верховного жреца бога войны, часто разгораются нешуточные подковёрные баталии. При наличии монархии, верховные жрецы нередко принадлежат к правящей династии, об этом я уже писал. Верховный жрец бога власти (Юпитера-Зевса) и государственного культа в целом - сам монарх.
Но бывают самые разные ситуации, действительно самые разные (я как-нибудь напишу, кто у нас сейчас в России де факто является жрецом бога войны, с точки зрения моего мира, естественно).
slavamakarov правильно отметил, что у тех же зарадистов жрец не назначается сверху, эта роль (того, кто проводит определённые ритуалы) достаётся члену общины, который пользуется наибольшим уважением, подобно выборам Деда Мороза на ведомственный утренник. Собственнно, у меня в мире Зарад, в том числе, выполняет и эту функцию. Представим себе некий рабочий коллектив накануне Нового года. Кто-то наденет рогатую шапку, вывернутый наизнанку тулуп, нацепит бороду и начнёт обносить остальных мешком с подарками. В этот момент он - жрец, который проводит ритуал от лица самого Зарада, он, символически, глава семьи, а остальные сотрудники - его дети. С другой стороны, каждый мужчина должен хоть раз в жизни побывать жрецом Зарада и ощутить себя самим Дедом :).
Хм. Сейчас спустимся в самую архаику. Изначальный, первобытный жрец - это и есть жрец Зарада. В рогатой короне и медвежьей шкуре, он олицетворяет супруга Матери (Ишы), сына Небесной Лосихи (Императрицы). С сосцов Небесной Лосихи (или Коровы) капает влага, без которой невозможна жизнь; Мать дарует народу своего супруга плоды земли и здоровое потомство. Сам Хозяин выводит зверей под копья охотников, чтобы его люди могли есть мясо и становиться сильнее, делится с мужчинами своей силой. Всё это зависит от жреца.
Если, как в фильме "Следопыт" (который про войну индейцев с викингами), вождь - это одновременно главный шаман, главный следопыт и главный воин, который знает следы и повадки всех зверей, знает все пути для кочьевья племени, который учит мальчиков искусству боя и проводит их инициацию, который разговаривает с духами зверей и предков, то мы имеем дело с зарадистами. То есть как. Верховный бог моего пантеона - Император, бог власти. Его сыновья - Воин, Охотник и Маг. Архаичная власть включает в себя все эти аспекты. Но если они ещё не разделены, мы можем говорить о Зараде и его культе. Сила Императора проявяется через его среднего сына и так далее. (Веселуха начинается, когда сила отца начинает проявляеться через старшего сына - это всякие там империи, война-политика и т.д.)
В ходе неизбежного разделения труда, жрец-шаман превращается в узкого специалиста. Понятно, что охотникам в поле, во время охотничей экспедиции, может срочно понадобиться провести какой-нибудь ритуал или попросить милости у Зарада, этим как раз займётся самый авторитетный охотник.
Так. Где-то в этот момент жрец представляет уже не только Зарада, но парный человеческий культ Медведя и Волка, Рогатого и Пса, бога охоты и бога войны. Ну а дальше произойдёт разделение. Часть жрецов будет сопровождать или даже возглавлять дружины в походе, призывать воинскую удачу, помогать делить добычу. Часть выделится в обособленно живущее сословие, хранящее мифы, и память племени, и знания о всех божествах. Кто-то станет чтить отдельных богов в особых, посвященных им местах. Кто-то будет служить вождям, и возносить вождей, и свергать вождей. Ну а кто-то выберет путь магов и превратит сакральное знание в технологию.
Получается, что изначально, по крайней мере, в некоторых арахаичных культурах, жрец и был олицетворением божества, вернее тем, кто изображал его во время ритуалов и мистерий. Потом роль главного жреца смещалась, по мере того, как росла дистанция между мифом и зрителями. (Изначально - жрец изображает божество, зрители участвуют в сюжете и переживают катарис; впоследствии, жрец служит посредником между происходящим и зрителями, он тот, кто проводит их свкозь сюжет, демонстрируя и поясняя сцены и изображения.) Это сохраняется в культе царской семьи, о котором я писал, когда царь считается воплощением и верховным жрецом Императора, царица уподобляется Императрице, царский сын - Воину, а царская дочь - Светлой. Театр, выросший из мистерий, по-прежнему сохраняет своё символическое значение, и актёр, играющий бога, в этот момент действительно может считаться его олицетворением.
Потом, да, возникают жреческие должности и иерархии, для управления культом, как социальным институтом. Аватара, безусловно, обладает высшим статусом. Аватара - живая икона божества, в его устах - голос бога. Он имеет право провести любой ритуал от имени того, чьим воплощением является. Но аватара не будет заниматься финансовой документацией или кадровыми интригами в среде младших жрецов, так что без верхнового жреца ему всё равно не обойтись.
Что ещё надо сказать? Жрец, служащий тому или иному богу, часто становится похож на своего небесного патрона. Нередко жрецов с самого начала отбирают по этому признаку.
И ещё. Весной человечества, царь - это бог. Осенью - тот, кто играет роль бога во время определённых церемоний. Со жрецами точно так же. Когда-то их отмечали боги, потом жрецов стали выбирать люди. Бог может и не признать того, кого назначили его жрецом, но в большинстве случаев, небожители позволяют людям играть в людские игры. Если у бога войны спросить, можно ли советоваться с верховным жрецом его культа по поводу военной стратегии, Двуликий ответит - если вы назначили того, кто разбирается в стратегии, можете с ним советоваться. Если вы назначили моим жрецом того, кто не знает ста ликов войны, его стратегические таланты вас не интересовали - зачем мне давать ему то, что не нужно вам?
Полубоги.
Опять же, понятно. Дети богов и смертных. Обладают собственной душой, являются уникальными существами, наделёнными свободой воли... в общем, как мы все. Они нередко похожи на своих родителей, но они ими не являются, и сами выбирают свой путь в жизни.
Полубог обычно получает от небесного родителя какие-нибудь уникальные навыки и признаки, в большей или меньшей степени. Вопреки законам генетики, божественная кровь быстро размывается во втором-третьем поколении, но определённые черты и само избранничество могут долгое время передаваться по одной линии, в рамках одной семьи, до тех пор, пока семья хранит своё имя и традиции (пример - семья Вальян, "Доблестные", потомки Светлой).
Так вот, "мой" Химура Кеншин - это сын Зарада, ни в коем случае не его воплощение! От отца он получил рыжие волосы и светлые глаза, ну и физические данные - "божественную скорость" и т.д. Но его характер - это характер Химуры Кеншина, а не Зарада. (Здесь можно написать многое, но, пожалуй, пора закругляться.)
Бывают разные ситуации, конечно. Я упоминал Нику, дочь Светлой от бога войны, которую, в то же время, можно считать воплощением одного из низших аспектов Светлой. Но Ника, младшая богиня, не имеет крови смертных, в ней нет души смертной, и, таким образом, она - ровно то, что хотели получить её родители. У богов такое встречается, та же Иша может считаться воплощением некоторых аспектов своей бабки, Матери Богов (богини первого поколения), в то время как верховная стихиаль Земли, в свою очередь, является аватарой Ишы.
Или вот, былинный Микула Селянович. Я долго думал, как разложить его с точки зрения моего мира, получилось следующее. Сын Зарада от Ишы и смертной женщины. Таким образом, у Микулы две матери, земная и небесная, и сам он, подобно Гильгамешу, "на две трети бог, на одну человек". Как сын Зарада и Ишы, он младшее божество, связанное с землёй и в буквальном смысле "посаженное на землю", он Пахарь, олицетворение и покровитель крестьянского труда в зоне рискованного земледелия. Да, Зарад гораздо лучше справляется со скотоводством, и для проекции своей силы на земледелие ему было уместно попросить Ишу о помощи. А как сын Зарада и смертной, Микула - зажиточный, работящий крестьянин, получивший от отца фантастическую силу и навыки непобедимого рукопашника. Да, он очень похож на отца, и характером тоже, но ведь такое бывает, почему бы и нет.
И да, у нас есть большая группа классических полубогов, как-то отмеченных родителями. Дети Зарада могут получить власть над животными, или инстинкты рукопашника, или дар игры на музыкальных инструментах... что угодно. Дети бога войны обычно получают таланты из более узкой сферы (и наследственную шизу :)), но, повторяю, варианты могут быть любыми, и взгляд на жизнь - тоже. Я потом ещё об этом напишу.
Итак. Да, с точки зрения генетики, многие люди ведут свой род от того или иного бога, особенно если речь о Зараде - он плодовит, и многие его дети тоже. Но это ничего не значит. То есть, читая историю о том или ином человеке, мы не можем сказать, был ли он дальним потомком божества или нет. Другое дело, если упомянуты рыжие волосы, или там рога...
Герои.
Люди, выбранные богами для реализации тех или иных сюжетов-миссий. Могут быть потомками богов, могут быть приёмными детьми. И ещё есть Тэрл Кэбот. Я, честно, говоря, не знаю, о чём тут рассказать, кроме того, что Герои - это über. ОК, будут вопросы, спрашивайте.
Наделённые силой.
С образом каждого бога связаны определённые способности (например, бог морей может подарить человеку способность дышать под водой). Эти способности могут передаваться по крови, но "усыновление" по духу тоже возможно.
Чёрт, как же сказать... это могут быть навыки, которые формально преподаются в рамках культа, как рукопашный бой у зарадистов. Неофита проводят через инициацию, помогают настроиться на волну божества и т.д. Бывает так, что человек настраивается на волну самостоятельно, путём медитации на образ бога или просто по факту определённого образа жизни. Так вот, такие люди, в отличие от аватар, или, в некоторой степени, героев, получают не спектр способностей, а что-то одно.
Грань тут достаточно размытая. Во-первых, у этих людей, обычно, нет какой-то миссии или сюжета, они просто есть. Во-вторых, да, узконаправленность. Опять же, примеры я надеюсь привести потом, иначе я вообще никогда не допишу этот постинг.
Последователи культа.
Люди, воспитанные в определённой традиции, или сознательно принявшие этические установки того или иного культа. Вот
Норфлит поступил, как настоящий зарадист, как правильный мужик. Мы не знаем состав его крови, но мы можем проанализировать его принципы. Они, да, лежат в русле зарадистской традиции.