Это было всё; и ничего.
С чего начать?
Говорят, шахматы - это жизнь, и фантасты, создавая миры, раз за разом придумывают для них варианты и аналоги шахмат. Хех. Однажды поэт приписал изобретение шахмат богу войны, и одно это стоит того, чтобы начать этот разговор. (Поэма называлась "Каисса" - Марс изобретает шахматы, игру-войну, чтобы покорить лесную нимфу Каиссу. Каисса - название аналога шахмат, который Норман придумал для Гора. "Жизнь - это каисса... играя в каиссу, мы играем своей судьбой".)
Король и ферзь, поговорим о них.
Помните мой старый
постинг? К несчастью, все ссылки порушились, и страниц, на которые они ссылались, больше не существует. А на сайте ныне продаются наборы другого художника, чей стиль тянет обозвать
дегенеративным искусством (из ленты - "термин дегенеративное искусство вызывает ассоциации с нацизмом? но кто виноват, что их искусство вызывает ассоциации с дегенератами!"). Что ж, давая зарисовки и ссылки текущего дня, стоит ожидать, что в том дне они и останутся.
И всё же.
Говорят, в изначальных шахматах - индийской чатуранге - король, раджа, был довольно сильной фигурой. [Как и сегодня, он ходил на одну клетку в любую сторону, в то время как его визирь, ферзь, был ограничен движением по диагонали на одну клетку. В некоторых вариантах визиря вообще не было, но об этом - в другой раз. Согласно некоторым реконструкциям, слон в чатуранге ходил на одну клетку вперёд или на любую из четырёх клеток по диагонали (четыре ноги и хобот), ладья - в пределах двух клеток по вертикали или горизонтали. Конь делал ход конём, пешки - как пешки.]
Сильный король... описывая бога войны, я как-то сказал: "Он ещё помнит время, когда войском командовал лучший воин, командовал - по праву сильного, или был лучшим - потому что был главным, и мог позволить себе лучшее оружие и доспехи". Раджа чатуранги - воин в латах и на колеснице, лично присутствующий на поле боя. И, возможно, именно это имел в виду бог войны, когда придумывал игру.
Но время шло, шахматы стали игрой короля и его ферзя.
Король - важнейшая фигура. Король - аватара игрока, он не участвует в боях, но воюет, управляя другими фигурами и посылая их в бой: и пешек, чей путь прям, и хитроумных офицеров, выбирающих свою дорогу. Король - палатка командующего, король - штаб и Ставка.
Ферзь - визирь, важнейший и сильнейший из подданых короля. Он - правая рука правителя, его голос, его олицетворённая воля. Он - "пожарная команда", летающая с фронта на фронт и латающая дыры. Ферзь смертен и заменим, и король может назначить прошедшую свою путь до конца пешку новым ферзём, буквально "из грязи в князи".
Можно сказать, что такая пара стала ответом на усложнение управления, на разрыв между стратегией и тактикой, на разницу между планированием и непосредственным командованием, между сакральной и исполнительной властью. Все эти смыслы содержатся в русских именах фигур. Понятно, что если мы будем делать шахматный набор по Великой отечественной, белым королём будет Сталин, а фёрзём - Жуков. Можно, конечно, вспомнить и
slavamakarov'а (я слышу хохот в зале?) с его концепцием "товарища Иванова", он же официальный "псевдоним товарища Сталина" - товарищ Иванов, безусловно, ферзь при короле и от имени короля. Можно назвать и другие подобные пары. В одном наборе чёрными будет командовать Саурон и Ангмарец, в другом - Палпатин и Вейдер, ещё в одном - Ришелье и Миледи. В последнем случае, ферзь, воистину, будет королевой!
И да, я уже шутил на эту тему -
Если бы существовали когнитивные шахматы, король звался бы Императрицей, а ферзь - Адмиралом.
Императрица - ссылка на
образ, некогда популярный на старом форуме ИГШ, в связи с игрой 1904 (иных уж нет, а те далече). На самом деле, там сложносоставная идея.
[Моя Императрица (женский аспект власти, богиня верности, жена Небесного Императора) названа в честь соответствующей карты Таро. Ближе всего это к
трактовке, в которой Императрица связывается с Цивилизацией;
Хозяйка Природы - это моя Иша. Но когда я впервые писал про Императрицу, я удерживал в голове и мифологию ИГШ - именно она улаживает сложные отношения в клане светлых [богов], на ней внешняя, а возможно, частично и внутренняя разведка, как, впрочем, и положено хозяйке гарема (старый текст (с)). Более того, если опустить "1904", мифологию ИГШ я воспринимал через призму
slavamakarov'а и
alyonka, по той простой причине, что знаю их лично.
Соответственно...
Химура Кеншин и Томоэ, ставшая премьер-министром Японской Империи, из юношеских рассказов Славы Макарова -- Алёнка, играющая роль Химура Томоэ, японского министра-иностранных дел, она же жена Химуры Кеншина, председателя Тайного Совета, в игре "1880" -- игра "Сумерки осени" по "Эре Водолея", где роль Алёнки точно укладывалась в функции Императрицы моего мира, то есть она сидела на штабе и обеспечивала взаимодействие, а Слава играл
"Рэда" Радинова, своё очередное альтер-эго -- несостоявшаяся игра на форуме ИГШ, где Алёнку, наконец, повысили до императрицы Японии, а Слава должен был стать премьером (мне тогда досталась роль Сайто Хадзиме!) -- моя собственная
рефлексия "мифа Макарова", в виде приснившейся мне ненаписанной книги.]
Адмирал, тем же макаром, вечный
Химура Кеншин -
Ито. И прежде всего, адмирал, про которого можно сказать: "
одним махом перепрыгивает через высокие здания, сильнее магистрального паровоза, быстрее пули. Может ходить по воде во время тайфуна. Обсуждает законы с Богом".
Похожей, то есть русской, логикой, естественно, пользовались создатели таврелей, они же русские шахматы. Короля, сакральную фигуру, они назвали "волхвом", ферзя, деятельное начало - "князем".
А потом в Европе, по ряду причин, обозвали ферзя королевой - при слабом короле.
Такой гендерно-сомнительный выриант вызвал ряд следствий и парадоксов - например, что это за пешки, способные стать новыми "фаворитками" короля... или что это за король?
Норман, будучи американцем, под влиянием западной модели выдумал для гориан игру, в которой убар (король) является самой сильной фигурой, по сути, ферзём, а убара (королева) - это второй, "слабый" ферзь. При этом, убара можно жертвовать, а целью игры является захват Домашнего Камня (символ государства), особой фигуры, которая ходит на одну клетку, не может брать другие фигуры и по особым правилам выставляется игроком на доску на определённом (десятом?) ходу после начала игры.
В одной древней компьютерной игре, в которой фэнтезийные шахматные фигуры извращённым образом убивали друг друга, противоречие попытались разрешить с помощью образа королевы-волшебницы. Можно представить себе институт, в котором царствующий монарх каждый раз сочетается браком (символическим?) с сильной колдуньей, которая, таким образом, становится его главным доверенным лицом, "Вейдером" и телохранителем. Проблему "пешек" и их сомнительной ориентации это всё равно не снимало.
В одном наборе с ныне позорного сайта "Шахмат Карпова", все фигуры - гейши, и только белый и чёрный короли - мужчины-посетители. Таким образом, суть игры - шуточное состязание, организованное королевами, старшими куртизанками, за внимание мужчин и для их развлечения, тонкая интрига "двора" вокруг "королей", купающихся в иллюзии своего права карать и миловать, отдалять и приблежать. Да и поражение в таком случае может быть вполне равно победе. Концептуально неплохо; но во-первых, кто будет играть в такие шахматы (кроме самих гейш?), а во-вторых, страдает функциональная сторона набора - визуально, гейшу-коня тяжело отличить от гейши-слона, их различия неочевидны.
Непонимание роли ферзя-королевы видно и по тем наборам со старого сайта, на которые я
ссылался.
В наборе "Ричард Львиное Сердце" Ричард и Саладин были королями, а судьба Святой земли решалась в поединке между "королевами" - матерью или женой Ричарда, и наложницей из гарема Саладина. Ну не позорно ли это? Женщины дерутся, мужики смотрят. Точно так же в наборе "Амазонки" вызывал удивление застенчивый король Геракл с активным ферзём Иолаем.
В наборе "Триста спартанцев", царь Леонид прохлождался в тени, а за него пахала Афина, его ферзь. Не очень-то правдоподобно, и больше бы подошло Одиссею, или тому же Язону! Но, с другой стороны, у персов там был очень удачный вариант - маздеистский дух помогает Ксерксу. Богоподобный Ксеркс - царь, самодержец. Его ферзь - крылатый гений персидской империи; перед лицом Владыки даже могучий дух становится слугой, посредником между Царём и его недостойными рабами, зримым сосудом державной Воли и Власти.
Но царь Леонид не таков. Он, безусловно, ферзь, он сам идёт вперёд и сражается вместе со своими людьми. Его следовало бы поменять местами с Афиной, ведь он сражался за славу и доблесть Греции; ещё лучше - сделать владыкой Леонида самого бога Войны, которого чтили спартанцы. Это он, Арес, прячется в тени и дёргает за ниточки, создавая легенду о воинской безупречности пред лицом непобедимого врага.
Вот как следовало бы снимать "300", как легенду о споре Войны и Власти.
Пример правильной трактовки - это амазонки в наборе "Амазонки", Женщины в роли королей: Гера у амазонок (Ипполита - ферзь), то есть богиня вдохновляет, воительница сражается.
Но надо упоминуть и другой вариант, тогда поразивший меня в самое сердце: в наборе "Прусская война" ферзём у Фридриха Прусского служит богиня победы крылатая Ника. Представляете? Альтернативно-фэнтезийная Европа 18 века, в которой на службу к великому королю-полководцу поступила сама Ника. "Первая женщина-генерал в истории Европы" (ведь наверняка же ошибусь :)), бессмертная младшая богиня - правая рука Фридриха, его глаза и уши, постоянно перемещающаяся между различными армиями, несущая слово и волю короля, принимающая на себя командование в критические моменты. [И всё же, как сказал бы один-мой-френд(тм), главный бонус от богини-заместительницы в те времена - это именно качественное повышение связности, у неё ведь воистину одна нога здесь, другая там]. Ей-ей, японцы бы нарисовали аниме! И обязательно с вот таким
Фридрихом в роли "Старого Фрица".
(продолжение следует...)