С.Б. Переслегин, Е.Б. Переслегина
Образование XXII (отрывок)
Наука оперирует 4 объектами, лишь один из них - белая логика /иерархия, порядок, правила, законы, логика Аристотеля, юриспруденция /используется для аргументации.
Структура образования пирамидальна, поэтому эффективность школы (ВУЗа) как информационного усилителя равна нулю, эффективность же ее как механизма автоиндукции исключительна велика.
Интеллигенция воспринимает задачу образования как воспроизводство себя, желательно расширенное. Это частично с устремлениями общества и государства, т.к. позволяет воссоздавать и укрепляет уже существующие социальные связи. "Подготовка кадров для науки" даже в лучших школах и ВУЗах носит бело-логический характер (иерархический и несистемный). ЭКВ очень велико, поэтому надежда на расширенное воспроизводство интеллигенции тщетна.
Попытка снизить ЭКВ за счет тьюторства и иных обратных связей (спецшколы при ВУЗах, студенческие КБ, Школьные Научные Общества) не перспективны, ввиду постоянной индукции пирамидальных отношений.
Низкое информационное усиление в системе образования приводит к статизации общества в рамках пирамидальной структуры, создает высокий уровень производства социальной энтропии (меры нереализованной социальной работы). Естественное стремление личности вырваться за рамки управленческой пирамиды способствует продуцированию асоциальных и внесоциальных элементов.
Рост "системы" во всех ее проявлениях (хиппи, рокеры и т.д.), создание бандформирований, наркомания - все эти явления порождены противоречием между стремлением школы сохранить status quo и невозможностью для личности существовать в статической высоконапряженной посткапиталистической структуре. Но в таком случае все попытки реформировать школу, сохранив по умолчанию ее главную задачу, будут способствовать не преодолению, а нарастанию отмеченных опасных тенденций.
"Профессионально-техническая" административная школа в духе реформы К.У. Черненко отторгает любую сколько-нибудь нестандартную личность. "Профессионально-научная" специализированная школа в духе идей левой интеллигенции отторгает шаблонно мыслящих детей, равно как и учащихся с психическими девиациями. Сложившаяся система, которая сочетает недостатки обеих моделей, ограничивает социум "сверху и снизу", превращая тем самым школу в генератор энтропии и социальной напряженности.
Привычные нам формы обучения : в школе - многоцелевой урок с опросом и выдачей нового материала, в ВУЗе - сочетание лекций, семинаров и экзаменационной сессии - являются средневековыми по происхождению и отличительным особенностям. По сути дела, сегодняшняя система образования была создана в монастырских школах 10-12 веков и развита в 13-14 веках средневековыми университетами, в первую очередь - Парижским. Целью ее была индукция тоталитарной католической идеологии в социум, воспроизводство сугубо поляризованных отношений (господства-подчинения) в экономике, политике, обыденной жизни и в творчестве - в познании мира. Привязанность к этой единой и централизованной системе объясняется силой традиции, автоиндукцией пирамидальных структур и средневековым характером общественной жизни в посткапиталистическом тоталитарном государстве. Неадекватность этой системы в условиях сегодняшнего дня определяется для социума в целом - существованием альтернативных индукционных механизмов, более дешевых и эффективных, для интеллигенции - обесцениванием самой задачи, решаемой традиционным обучением, и низким коэффициентом информационного усиления современной школы.
Развитие этого противоречия приводит нас к мысли о динамическом образовании (класс C), как об основе переустройства социума. Поставим задачу: посредством образования и воспитания создать личность, которая не может быть интегрирована ни в одну из существующих структур, в том числе - и в систему образования, эту личность сформировавшую.
Разумеется, говорить о конкретных программах динамического образования бессмысленно: их не только не существует, но и не должно существовать. На основании рассмотренных выше принципов можно создать самые разнообразные модели школы. Идея о сетевой образовательной системе с ее информационной сверхпроводимостью приводит к мысли, что и сами эти принципы лишь желательны - в рамках Сети должны функционировать и быть доступными всевозможные структуры, отвечающие самым разным концепциям - emphases ofrishes школ, ВУЗов, Клубов, Ассоциаций, Групп of cetera, в том числе, несомненно, и "современная" государственная школа.