Таро Кроули, Диски (земля, буржуа)

Dec 25, 2007 02:01

Собственно, ради Дисков я всё это и писал, эта масть позволяет подчеркнуть один важный момент Концепции. Именно в Дисках переход от пары Рыцарь-Королева к Принцу-Прицессе выражает идею эволюции менталитета в ходе исторического развития.

Рыцари, которых мы видели до этого, отсылали к богу войны - свирепый Рыцарь Посохов, Рыцарь Чаш с его стремительным натиском, яростный и изящный Рыцарь Мечей. Их также можно было толковать через образ Императора, изначального Рыцаря. Если сын всё-таки в первую очередь Рыцарь Посохов, отец - Рыцарь Мечей, "Дух Бури", Громовержец, который "верхом на обезумевшем коне...  скачет по Небесам".

Но четвёртый рыцарь, Рыцарь Дисков, принадлежит к мифу Зарада, второго сына Императора. Шлем с оленьими рогами, конь-тяжеловес... Зарад - базовый варвар, но в этой карте он превратился в земледельца, и его варварская дубина обернулась цепом для молотьбы, "ибо в данный момент его функция ограничена производством пищи".

В русских былинах Рыцарь Дисков - Микула Селянович, божественный пахарь, несущий на себе "все тяги земные" (с точки зрения моего мира, Микула - сын Зарада). Горианские крестьяне называют свою касту "Быком, на спине которого лежит Домашний камень Гора". Домашний камень - сложное горианское понятие, здесь это Диск, который держит Рыцарь - "Диск в его руке очень твёрд; он представляет питание". Короче, речь о крестьянах, производителях, чей труд от века в век позволял существовать всем иерархиям и всем империями.

Это они, те самые изначальные буржуа, "стихийные зарадисты", "сыны почвы". Фермеры, зажиточные крестьяне, сельская буржуазия, наконец, жители городов-бургов, "третье сословие", мещане, купцы. Кроули всё сказал: "тупы, тяжелы и озабочены материальными вещами... трудолюбивы и терпеливы... характер... восхитительно крепок". О таких людях замечательно пишет arsenikum ( 1, 2).

Королева Дисков. Посмотрите описание. Этот типаж женщины-буржуа сформировался во времена, когда женщина могла реализовать себя только в семье, когда муж и жена образовывали яйчейку общества в полном смысле этого слова, экономическую единницу. Это Хозяйка, надёжный тыл, без которого её Рыцарь не сможет сражаться, трудиться и побеждать. Как сказала arishai, для буржуа социальный капитал не менее важен, чем экономический, и Королева специализируется именно на этом аспекте менталитета.

Это Муми-мама из книге Туве Янссон. С другой стороны, это Императрица в её аспекте Устроительницы:

На карте Марсельского Таро Императрица - это женщина на троне, с булавой (жезлом с навершием, символ христианского мира, типа шарик, а на нем крест), щитом (?) с орлом, в короне. И я увидела эту карту как обозначение некоего "наполнения содержанием" (Император завоевывает или строит систему, императрица - окультуривает), как многообразие форм... В женских архетипах Императрица это Деметра, Гера, Афродита, Афина... Это Ева в противоположность Лилит, дневная сторона жизни. Общество потребления создано, конечно, Императорицей. Точнее, насыщено, наполнено ею (структуру и приоритеты-то не она делает).

Кроули пишет "они не могут подняться, ни даже попытаться подняться, над уготованным им жребием". Но надо понять, что для Королевы Дисков стать кем-то вроде Королевы Посохов - видимо, именно это Кроули и имеет в виду - означает своими руками уничтожить всё, ради чего она жила и трудилась.

...Из наших знакомых эта карта досталась alyonka.

Принц Дисков. Опять же, блестящее и точное описание, ради которого я всё это и набивал. Это новый буржуа, герой современного образа жизни, тот самый, который ездит на достойных машинах, смотрит правильные фильмы и читает нужные книги. В своих высших проявлениях уже не работник, но менеджер, тот, кто сам организует работу.

"Функция этого Принца - извлекать из материала своего элемента растительность, которой питается сам Дух"; то есть всё то, с чем работали прошлые поколения буржуа - продовольствие, ресурсы, материальные ценности ("земля", "мёртвая материя"), - Принц преобразует в капитал ("растительность", как нечто живое и растущее, дающее плоды), а капитал - в информацию ("Дух", виртуальность).

"В левой руке он держит свой "диск" - шар, похожий на глобус, помеченный математическими символами и как бы намекающий на планирование" - парящая над ладонью прозрачная сфера, в которой проплывают математические (магические?) символы, и которая представляет собой инструмент, помогающий делать расчёты и осуществлять планирование? Крутые у них в будущем компьютеры, ничего не скажешь. (Художница, которая рисовала иллюстрации к картам, с этой картинкой не справилась, и неудивительно - она никогда не видела "наладонники".)

Среди наших знакомых данный вариант буржуа представлен artiom_zheltov'ым. Изначально я подобрал ему карту с намёком - "может выглядеть и глупым, склонен обижаться на более духовные типы людей", но потом вспомнил, какую он мне готовил замечательную яичницу с беконом, и решил, что такие мысли меня недостойны 8-). Как бы то ни было, Принц Дисков подходит ему идеально, это опять же признали и ogasawara, и slavamakarov, и alyonka.

...Понятно, что по отношению к буржуа "духовным типом" являются интели. Сравните это "склонен обижаться на более духовные типы людей" с фразой из описания Рыцаря Дисков, "тупо-ревнивы к инстинктивно осознаваемому ими более высокому состоянию других". Это именно то, что интели думают о буржуа, в чём они их постоянно подозревают и чего боятся. Насколько обоснованно - это уже другой вопрос. Сам факт того, что Кроули волновала эта тема, однозначно указывает на его собственное интельство.

И конечно, "он почти совершенно лишён эмоций, несколько бесчувственен и может казаться скучным... реакции других на Принца будет зависеть почти полностью от их собственного темперамента". Помните, "характера не имеет", характеристика сквайра Трелони из мультфильма "Остров сокровищ"? Наконец, "различать для этой карты хорошие и плохие элементарные достоинства - не очень практично; можно лишь сказать, что в плохом элементарном окружении её характеристики и количественно, и качественно несколько ухудшаются". Действительно, оценивать такого человека с моральных позиций довольно странно; что такое "злой менеджер"? Плохие менеджеры бывают, но это оценка сделанной работы, те самые количественные и качественные характеристики. В общем, эти люди не плохие и не хорошие, они просто профессионалы.

Хм. Хочется написать что-нибудь глупое. Внимание, то, что я сейчас скажу, не имеет особого отношения к Концепции, это такая надстройка на надстройке, совершенно оторванная от сути. Я тут развлекался подсчётом "элементарных влияний", о чём уже упоминал. (...) Вышло, что идеальный образ буржуа-менеджера сочетает в себе качестве всех четырёх стихий-менталитетов (как масть Дисков он Земля, буржуа, как Принц - Воздух, интель; у pikitan'а и schloenski это первый из новых менталитетов, то есть аристократ; как оппозиция Принцессе-интельке он варвар). Подобно интелю, Принц Дисков умеет работать с концепциями, информацией, нематериальными вещами; как варвар, он высокомобилен, легко меняет место и даже сферу работы, и так далее, чего нельзя было сказать о его предках, исторических буржуа; наконец, он представляет собой прослойку своеобразного "служилого дворянства" нового мира, и следит за своей внешностью и поведением не менее тщательно, чем аристократ, только демонстрирует не социальный, а экономический и профессиональный статус.

...От таких мыслей мне даже приснился жутковатый сон, в котором от меня требовалось безупречное типирование и нужно было отличить элегантного и подтянутого аристократа от элегантного и подтянутого буржуа.

Принцесса Дисков. Самое убойное описание, пожалуй. "Характеристики персоны, изображаемой этой картой, слишком разнообразны, чтобы можно было их перечислить. Обобщим их, сказав, что она есть Женственность в её крайнем проявлении. В ней содержатся все женские качества, и какому из них проявиться - целиком зависит от влияний, которым она подвергается. Но в любом случае её атрибуты будут самой чистой воды и не обязательно связаны с любыми другими атрибутами... Она похожа на лотерейное колесо: какой бы номер ни выпал, он никоим образом не предсказывает следующих номеров и не влияет на них".

Короче, сказать ничего нельзя, и какая она, неизвестно, потому что может быть любой, но это - Женщина.

Здесь, пожалуй, у нас в наличии полное расхождение между моей мифологией и теорией менталитетов. С точки зрения пантеона, это единственная Принцесса, не связанная со Светлой, точно также, как Рыцарь Дисков не связан ни с Двуликим, ни с Императором; и это Иша, супруга Зарада. "Её головной убор украшен головой барана, а скипетр опущен к земле, и там его наконечник становится алмазом... символизируя тем самым рождение высочайшего и чистейшего света в самом глубоком и тёмном из Элементов. Она стоит в роще священных деревьев перед алтарём, напоминающим сноп пшеницы, ибо она - жрица Деметры" - ...и сама Деметра.

Пожалуй, это одна из самых сильных карт в художественном плане, она действительно передаёт ощущение священной рощи и чего-то мистического - перед нами жрица богини, или богиня в обличьи жрицы? С Ишей можно связать упоминание "игры Нуит", и "Женственности" со "всеми женскими качествами", и "тайны будущего", которая содержится в её теле. Из всех богинь Иша больше всего похожа на мать своей матери, Великую Богиню, и в своём поколении именно Иша  воплощает идею материнства (как Природа, Нерожавшая и Всех породившая Мать).

Но смертная женщина-буржуа, которую может обозначать эта карта - нечто совсем другое. Полушуточный "подсчёт элементарный влияний" (см. выше) говорит о полном разрыве с древними архетипами: тут нет ни архаичной страсти "варварки", ни чопорности, внимания к статусам и изящества "аристократки", зато Воздух интелей и Земля буржуа в Принцессе Дисков уравновешивают друг друга. Это "освобождённая женщина Запада", которая может позволить себе жить в своё удовольствие, не связывая себя семьёй или иными обязательствами.

И если толковать эту карту с точки зрения менталитетов Переслегина,  то слова "она находится на грани преображения... словно вот-вот познает тайное чудо" имеют вполне конкретное значение. Речь о преображении в синергетика, пятый, когнитивный менталитет.

Переслегин пишет: "Когнитивные убеждения - это по большому счету - начало для отсутствия убеждений. Свободный переход из тоннеля в тоннель реальности. Менталитет таких людей проявляется в поведении как легкость, отсутствие сопротивления при восприятии поступков и событий. И вопрос лишь в том, как они возьмутся из буржуазного менталитета. Т.Лири, отвечает на это: из гедонистической элиты иначе говоря от хорошего образования, сытой жизни, счастливой любви и изобилия свободного времени".

Важно понять его мысль. Менталитеты "когнитивной фазы", "синергетики" - это "условные «Мушкетоны» старшие, соединившие в себе противоречащие идентичности", то есть гармонично, без конфликтов, и за счёт этого получившие возможность работать со всем спектром менталитетов (это темы я касался здесь).

"Назовем носителей таких новых менталитетов, синергетиками, например. Среди этих своеобразных ученых попадается немало свободных от лишних убеждений людей".

Переслегин пишет о том, что синергетики появляются из буржуа, это я только что цитировал. Рассуждая логически, это происходит после того, как буржуа осознают себя новой элитой и ставят себе, вернее, своим потомкам, аристократическую надстройку ("противоречащую идентичность").

"Возможны и др. маршруты, из отрицающих буржуазную трусость и скупость прямая дорога к свободе, мимо интельских и буржуазных реалий. Получается человечище, в котором инсталлированы контуры Т. Лири, второй и пятый. Здесь, по крайней мере не возникает противоречия между убеждениями от «Я» или от «массы». И синергетики и аристократы индивидуально отвечают за причуды собственного сознания, только синергетики не возводят оное в абсолют".

А вот здесь Переслегин, хм, противоречит сам себе, ибо без противоречия, по его же словам, нельзя получить синергетика. Противоречащие идентичности - это буржуа-аристократы и интели-варвары. То есть возможны два варианта синергетиков, с двумя подвариантами, в зависимости от изначального базового менталитета (буржуа-аристократы, аристократы-буржуа, интеле-варвары, варваро-интели).

Итак. С какого-то момента кумирами Переслегина становятся "буржуа 21 века", Принцы и Принцессы Дисков (я язвительно называю их "заказчики и дети заказчиков"). Это хорошо видно по его т.н. "корабельной соционике", если обратить внимание на то, какие качества он там выделяет как тоннажные, скоростные, броневые и крупнокалиберные. В них, в этих продвинутых буржуа, Переслегин видит путь в будущее - в их "свободе от лишних убеждений"; в способности мобильного, расчётливого и собранного Принца работать в любой области и с любой рамочной идентичностью; в "легкости, отсутствии сопротивления при восприятии поступков и событий", "сбивающей с толка непоследовательностью" и "игрой Нуит" Принцессы Дисков.

Мне даже захотелось попробовать себя в жанре документальной фантастики. У меня нет никакой информации на этот счёт, но сам Переслегин говорил, что "психология более точная наука, чем история", и если мы чего-то не знаем, мы можем себе это вообразить. Чем я хуже него?

Тогда получается, следующее. Переслегин мечтал, что у них с женой, у двух советских интелей, принадлежащих безнадёжно утраченному прошлому "книг Ефремова и Стругацких", вырастет дочь (назовём её Алиса) - благородная буржуа, "новая дворянка", Принцесса Дисков, которая свободной войдёт в когнитивный мир и станет его полноправной гражданкой. Достаточно только создать ей условия, описанные в "Теории менталитетов" - "хорошее образование, сытая жизнь, счастливая любовь и изобилие свободного времени", и чтобы "с 7 лет, вместо включения в социальный институт (!!!) формирование несоциальной картины мира: почему нельзя? Кому нельзя? Кто я?".

Хех. Мне ведь от щедрот Сергея Борисовича достался текст, написанный его дочерью, "Алисой". Ну, поздравляю его - от родителей-интелей ожидаемо вышла дочь-интелька, Принцесса Мечей, в самом крайнем проявлении ("ветер в голове и немного биологии"). Вот тебе и "Игра Нуит".

буржуа, Таро, концепция

Previous post Next post
Up