Чтобы написать этот постинг, надо сначала написать ещё тридцать три постинга.
Вспомнил про Нормана, и понял, что если я напишу постинг о книге "Исследователей Гора", это будет долго и неконструктивно.
Конечно, в ином, лучшем мире, я написал и обзорный постинг по миру Гора, и подробные рецензии на ряд книг цикла, включая тех самых "Исследователей".
Затем, в ходе работы над совсем другой темой, мне осталось бы только сослаться на эти готовые тексты.
К сожалению, наши слова - поражение, наш воздух - тоска, наши мысли - руины.
Но впрочем, у меня всё ещё остаются цитаты.
Тогда - кратко.
Гор, планета.
Царствующие Жрецы - инопланетная (по отношению к Земле) раса, древняя и могущественная.
Курии (они же кюры) - иная разумная раса. Хищная и агрессивная.
Одна из главных сюжетных линий горианского цикла - противостояние курий и Царствующих Жрецов, выраженное в борьбе их секретных служб, набранных из людей.
"Исследователи Гора" (Гор#13) объединены с моими любимыми "Племенами Гора" (Гор#10) темой "Суета вокруг кольца".
Да, кольцо. В далёкие-далёкие времена, некий великий мастер создал для расы курий пять волшебных колец. В первую очередь, они позволяли обладателю становиться невидимым, хотя, возможно, имели и другие, незадокументированные свойства. Конечно, в последующем часть этих колец была утеряна и уничтожена, но вот одно всплыло, на Горе. Хм. Норман-Норман...
Переходим к спецслужбе, которая защищает интересы Царствующих Жрецов, и в которой работает наш главный герой, неподражаемый Тэрл Кэбот. Эта организация поручает своему доверенному агенту - горианскому географу Шабе, из касты писцов - доставить добытое Тэрлом кольцо в Сардар, на свящённую гору, под которой, собственно, и находится база Царствующих Жрецов.
Шаба, вместо этого, обратился к агентам курий, и за Очень Большие Деньги обещал отдать им кольцо. Его родная контора об этом узнала и послала Тэрла - кольцо вернуть, Шабу ликвидировать. Шаба, вместо этого, умудрился забрать деньги, сохранить кольцо (кинув заодно и курий) и смыться. Вообще, тема "Шаба всех на.б" проходит сквозь повествование красной нитью. И ещё "Крутость касты писцов", интелей в мире воинов.
Шаба. Шаба, как я уже сказал, принадлежит к тем писцам, которые выбрали своей стезёй географию и картографию. Представьте себе негра или мулата с племенной татуировкой на лице. Теперь, если использовать земные аналогии, оденьте его в тогу и вложите в его уста благородную латынь поэтов. Первое характеризует этническую принадлежность, второе - социальную (кастовую). В общем, на Горе всё так и есть, минус латынь.
...Итак, на позаимствованные у курий деньги Шаба спонсирует строительство речной флотилии в одном экваториальном государстве (империи, племенном союзе, на ваш вкус), а потом, с верными ему людьми - братьями по касте - заимствует несколько кораблей и отправляется вверх по великой реке, на поиски её мифического устья. Тэрл прёт за ним следом, сквозь джунгли и всё, что полагается в таких декорациях. У Тэрла задание. Конечно, в книге дела обстоят сложнее, чем я описываю, я опускаю целый ряд сюжетных линий, тем, персонажей... но сойдёт, если не копать вглубь.
Действие подходит к концу. У огромного озера, с которого начинает свой путь река, среди древних руин забытой цивилизации, Тэрл Кэббот находит умирающего от болезни Шабу и остатки его экспедиции. Теперь, цитата.
- Ты предал Царствующих Жрецов. Ты похитил кольцо из Тахари.
- Я - писец, ученый. Ты должен понимать, как важно для меня это кольцо.
- Еще бы, - ухмыльнулся я. - Оно приносит богатство и власть.
- Ни богатство, ни власть меня не интересуют, - сказал Шаба. Тонкие линии
татуировки на смуглом лице изогнулись в улыбке. - Только ты вряд ли в это
поверишь.
- Конечно не поверю!
- До чего же трудно представителям разных каст понимать друг друга, -
вздохнул Шаба.
- Может быть.
- Я взял это кольцо по двум причинам. Во-первых, без него я не смог бы
пройти по Уа. Я рассчитывал, что кольцо выручит нас при встречах с враждебно
настроенными туземцами. Так и вышло. Теперь на реке меня считают чуть ли не
волшебником. Если бы не кольцо, ни меня, ни моих людей давным-давно не было бы в
живых.
- Ты должен понимать, что хранить кольцо опасно.
- Я прекрасно знаю об этом. - Правой рукой он указал на стены древней
крепости.
(...)
- Ты сказал, что похитил кольцо по двум причинам, - напомнил я, - но назвал
только одну.
- Взгляни-ка. - Шаба указал на стол в изголовье ложа. Там оказался кожаный
футляр цилиндрической формы и четыре пухлые, потрепанные записные книжки в
кожаных переплетах.
- Вижу.
- За время путешествия я составил карты Уа и записал все мои наблюдения.
Эти карты и записи бесценны, хотя вы, воины, можете этого и не понять.
- Для географов они действительно представляют ценность, - согласился я.
- Огромную ценность! И не только для географов, но и для всех
цивилизованных людей.
- Возможно.
- Эти карты, эти записи, - взволнованно произнес Шаба, - открывают
совершенно новый мир. И дело тут, друг мой, не только в примитивной выгоде
торговцев, охотников, земледельцев и лекарей! Мои открытия нужны людям, которые
жаждут знаний и стремятся разгадать тайны природы. При первом взгляде на эти
карты любой, кто что-то смыслит в географии, поймет, что он стоит перед дверью в
мир несметных богатств. Это не просто карты и записи - это чудеса и сокровища! И
это, - Шаба пристально посмотрел мне в глаза, - вторая причина, по которой я
взял кольцо.
- Не понимаю, - признался я.
- Я не надеялся уцелеть в этом походе, - сказал Шаба, - не рассчитывал
вернуться домой. Но я рад, что добрался сюда и нашел исток Уа.
- И что же?
- Я взял кольцо не только затем, чтобы облегчить себе путь, но и для того,
чтобы ты - или кто бы то ни было - пустился за мной в погоню. Мне был нужен
человек, который донесет мои бумаги до цивилизации.
- Да ты просто сбежал! - сказал я. - Ты меня испугался.
Шаба улыбнулся:
- Не странный ли маршрут я выбрал для побега? Нет, друг мой, это было не
бегство. Это была исследовательская экспедиция.
- На деньги кюров?
- На эти деньги я закупил снаряжение и нанял людей. Неужели ты возражаешь
против того, чтобы деньги кюров послужили благородному делу?
- Твоя беспристрастность делает тебе честь, - усмехнулся я.
- Не думай обо мне слишком плохо, Тэрл, - сказал Шаба. - Такой шанс
выпадает раз в жизни. Если бы я сбился с пути, то тем самым сбил бы с пути всю
мою касту, а может быть, и все человечество. - Он с грустью посмотрел на меня. -
Как, по-твоему, поступили бы с кольцом Царствующие Жрецы? Вдруг оно не имеет для
них никакого значения? Но для меня оно бесценно! Подозреваю, что Царствующие
Жрецы вообще не позволили бы людям воспользоваться кольцом.
- Может быть. Их логика остается для меня загадкой.
- Так или иначе, - продолжил Шаба, - я выкрал кольцо. С его помощью я
прошел вверх по Уа до самого ее истока. С его помощью я заставил тебя пуститься
за мной в погоню. Ты - тот самый человек, который донесет мои труды до
цивилизованного мира.
Я взглянул на карты и записные книжки.
- Да, - сказал Шаба, - этим я расплачиваюсь за кражу. Этим - и еще жизнью.
Он помрачнел; лицо его исказилось от боли.
- Храни их пуще ока, мой друг.
----------------------------------------------
Подчеркну.
Смысл слов Шабы следующий. Он - писец. Он не может отказаться от возможности сделать открытие в своей области, чего бы ему это не стоило. Если он, знаменитый путешественник, один из самых ярких представителей своей касты, нарушит букву и дух кодекса писцов, значит, вся каста его лице потерпела поражение. Оступится один - падут все. А ведь писцы - одна из пяти Высших каст Гора.
Белые - Посвящённые (жрецы). Синие - Писцы (юристы, бухгалетеры, грамотеи, гуманитарии). Зелёные - Целители (врачи, биологи). Жёлтые - Строители (инженеры). Красные - Воины. Если одна из Высших каст не справится со своей ролью, что ждать от остальных? Чего стоит общество, лишившееся морали и ориентиров? Чего стоит человечество, сбившееся с пути?
Это Долг. Это ответственность.
...Естественно, множество людей - писцов, целителей, строителей... кузнецов, крестьян, хлебопеков... наёмных убийц, работорговцев и игроков в шахматы - ведут себя недостойно и позорят свою касту. Их не волнует долг, честь и кодекс. Но они ничтожные люди, и их действия не имеют веса. От них не зависит судьба человечества. Лишь тот, кто думает о пути касты, не может позволить себе оступиться.