Да, уж вспомним про то, что Переслегин связывал свои менталитеты с первыми четырьмя контурами Лири-Уилсона - биовыживательным, территориально-эмоциональным, логико-семантическим и социополовым.
Не знаю, как... но я хотел бы передать вам концепцию игровой доски, и фигур, которые мы расставляем на этой доске.
Пусть речь пойдёт о контурах. Возьмём какое-нибудь племя охотников-собирателей, достаточно крупное и развитое по меркам своей эпохи. Биовыживательный контур будет определять задачи племени, как единного целого - добыть еду, выжить, продолжить существование в следующем поколении. Этой сферой заведует вождь - в данном случае, допустим, лучший охотник и предводитель охотников (добытчиков). Социополовой контур будет связан с социальной жизнью племени, с отношениями внутри группы, с брачными союзами, продолжением рода, воспитанием детей. Поручим эту сферу каким-нибудь старым и мудрым женщинам (кто ещё запомнит, кто кому приходится родичем в каком колене? сериалов тогда всё равно не было, одни реалити-шоу...). Шаман и его отдел займутся семантикой - толкованием знаков и исследованием реальности (при помощи полётов в нижний мир и разговоров с духами). Сюда же отнесём производство и воспроизведение мифов. Может, шаман ещё не интель, но будущие интели с радостью узнают в его деятельности начало Религии, Науки и Искусства. Про территориально-эмоциональный (сексуальность, иерархия и прочие подростковые фетиши) я уже
пробовал писать - выходило, что он будет связан с практиками инициации и тайными мужскими союзами.
Заметим, что если с вождём и шаманом всё относительно просто, то проявления второго (территориально-эмоционального) и четвёртого (социополового) контура зависят от конкретных условий и культурного контекста.
Хм. Конечно, я не могу сказать, что эта схема хороша или цельна, но где-то использовать её всё равно можно.