Какое-то время назад я думал о том, как меняется фантастика и фэнтези из-за развития науки и техники, а точнее - о самом процессе переработки новых парадигм массовой культурой. Массовая культура при этом неизбежно отстаёт от переднего края науки, оно и понятно.
Самое простое, место действия...
Фантастам стародавних времён - если их можно назвать фантастами - было достаточно написать, что действие происходит в далёкой и неизвестной науке стране. Безусловно, повлияла эпоха географических открытий - границы мира раздвигались, на карте появлялись новые страны, моря и континенты. Но уже со второй половины девятнадцатого века авторам приходилось ограничивать свою фантазию всевозможными "белыми пятнышками", "затерянными мирами" и прочими реликтами. С другой стороны, можно провести линию к описаниям несуществующих "европейских стран" в англо-американской литературе 20 века, что можно считать реакцией на неустойчивость и непредсказуемость европейской политической географии. (Аналогично для Латинской Америки и Африки, по тем же причинам.)
Итак, Земля кончилась, белых пятен не осталось. Авторы фэнтези долгое время относили действие своих произведений в далёкое прошлое. На смену неопределённости географии пришла неопределённость истории. Не стоит забывать, что и у Толкиена, и у Говарда действие происходит на нашей планете, но за несколько тысяч лет до нашей эры. (Впрочем, этот приём использовал ещё Платон в рассказе об Атлантиде.) В основе лежала
теория катастроф; соответственно, с этой парадигмой было покончено после открытия дрейфа материков, также сыграло роль развитие археологии, палеоантропологии и прочих дисциплин.
Теперь в фэнтези принято переносить в действие в иной мир-Отражение. Неопределённость реальности, множественность времен и пространств - это напоминает о современной физике, и потому звучит. (Можно привести в пример американские комиксы, но это для тех, кто в курсе.)
Опять же, космоопера. Всё начинается с классического ньютоновского пространства (огромный аквариум, в котором на ниточках тяготения подвешены звёзды и планеты), и с представлений о том, что скорость передвижения можно наращивать бесконечно - достаточно зарядить в паровоз специальный уголь, и он поедет в два раза быстрее. Соответственно, с какого-то момента возникла необходимость перевести космическую фантастику на новые рельсы, чтобы переварить наследие Эйнштейна и квантовую механику. В общих чертах, воз и ныне там, по понятным причинам. Большинство авторов фантастики разбирается в физике не лучше нас, простых смертных. Хотя на Западе "реалистичная космоопера" всё-таки существует, и западная НФ пытается не отставать от научно-техничего прогресса. В отечественной фантастике, как я понимаю, всё грустно.
Если уж речь пошла о западной НФ. Открытия в области электроники, кибернетики, теории информации создали новую парадигму, с концепцией виртуальности, "третьей природы" и всем прочим. Соответственно, возникло новое направление фантастики, киберпанк, которое занялось переработкой этой парадигмы. (Как сказал бы Переслегин, "распаковкой смыслов" :).)
Моя мысль понятна? Дальше её можно раскручивать под любым углом, чем мы, собственно, и занимались со
slavamakarov'ым. Можно говорить о путешествиях во времени и о том, как эта тема раскрывается в фантастике. Можно говорить об использовании давно "вымерших" парадигм, как о литературном приёме. Или о том, как новые парадигмы расширяют доступную палитру метафор - языки программирования помогают объяснить природу, компьютерные игры - особенности отношений богов и смертных. А можно о том, что помимо "объективных", естественнонаучных парадигм, есть и другие, более субъективные. Тогда мы как раз говорили о либерпанке, - так сказать, между Западной этикой
krylov'а и "юридическими големами"
artiom_zheltov'а.
Или можно измерять "скорость усвоения" в той или иной области. Например, Голливуд тут будет на одном из последних мест (по тем или иным причинам, что само по себе интересно). И не только благодаря эпическому фильму "За миллион лет до нашей эры", или современной подделке "10 000 до н.э.". В том же третьем "Терминаторе" (2003) было заявлено, что "Скайнет" - это не центральный мозг, а сознание, живущее в сети. Ну, замерили отставание от американского киберпанка, или, если на то пошло, от японской массовой культуры? (Я не говорю о том, что это и с точки зрения сюжета бред.)
Эх. Как бы то ни было, надеюсь, я ещё вернусь к этой теме :).