Таро Лири, первый контур (биовыживательный)

Feb 10, 2009 21:26

Пожалуй, моя главная претензия к Таро Лири - тот факт, что такие безусловно сильные карты, как Дурак и Маг у него попадают в первый, биовыживательный контур. А весь первый контур - это начало до настоящего начала, пролог. Если мы говорим об эволюции позвоночных, то это жизнь до того, как она вышла из моря; если о разуме, то это доразумная стадия; по отношению к цивилизации, это дикость, по отношению к человеку - младенчество. Это " бежевый мем" - костяк, фундамент, на котором держится всё остальное. И это, конечно, хорошо, потому что необходимо какое-то основание; но, в итоге, Дурак оказывается связан с амёбами, а Маг - с рыбами.

Но пойдём по порядку.

1.1 "Дурак", первая карта - это зарождение, самое начало пути, пролог пролога. Ну и... просто Дурак. С точки зрения эволюции, это первые организмы, амёбы, простейшие, черви и медузы. Пассивное поглощение питательных веществ из окружающей среды, самые примитивные и простые решения из возможных. С точки зрения человеческой жизни, это эмбрион или новорождённый младенец. Бактерии, грибы и растения так и остались на этом уровне. (Хотя с растениями всё сложнее, наверное.)

Лири пишет: "Амебоидное взвешенное плавание и сосание («Амеба», плавающая во взвешенном состоянии и всасывающая пищу из окружающей среды); Первое самоопределение; Одноклеточное сознание... взвешенное плавание в сторону вегетативной безопасности... [Дурак] дрейфует по планетарной атмосфере, обволакивая все мягкое, нежное, плавное, влажное, питательное, избегая твердого, ядовитого, грубого, сухого, раздражающего. Его основная способность - определять направление безопасности и биологического удовлетворения"".

В терминах Лири, "Дурак" - это Первое детство. Напоминаю, что в каждом контуре у нас три фазы, первая - детство и зарождение, вторая - технологии ("всадники", как я их называю), а третья - принципы власти и организации.

Чтобы разбудить в себе подобный "амебоидный" тип мышления, достаточно очутиться в комфортной обстановке и затормозить сознание, на какое-то время превратиться в "овощ". Например, Лири предлагает нежиться в тёплой ванне и представлять себя медузой. Уилсон предлагает опиум :).

1.2 "Маг" - первая настоящая технология, "активное плавание, хватание пищи ртом". Это младенец, который ползает и всё тянет в рот. Здесь у нас будут примитивные рыбы и первые специализированные хищники. С биологической точки зрения, архетип этой стадии - акула, живой шедевр, который демонстрирует искусство Природы в умении обходиться минимальными средствами. Акула тупа, строение её тела примитивно, она может дышать, только когда двигается - тем не менее, это идеальный хищник для своей среды обитания, который пережил по крайней мере две большие волны вымирания, и может пережить ещё столько же.

...Был такой фильм, "Дикий мир будущего" я о нём как-то рассказывал, и говорил о том, что меня там поразили выдуманные акулы будущего, "акулопаты" (акулы-телепаты). Sharkopath, наслаждайтесь:

image Click to view



Важно понимать, что сигнализация "шаркопатов"/"акулопатов" - это не речь, она никак не связана с сознательной деятельностью. Это безусловный рефлекс - хищная рыба чувствует добычу, и по её коже начинают бегать цветовые волны. Столь же бездумно хищница реагирует на световые сигналы на боках соседей слева и справа, решая, в какую сторону повернуть. Это биологическая сеть, которая в целом умнее отдельных своих элементов.

Чтобы ощутить силу второй стадии развития (второй фазы биовыживательного контура), Лири предлагает представить себя хищной рыбой. По его словам, отожествление с "юристом или торговым агентом" тоже может сработать :). Я же тут вижу определённую проблему (нет, не в юристах). Дело в том, что человеку крайне сложно представить себя акулой. Если человек начнёт фантазировать на тему акулы, у него, скорее всего, получится косатка - хитрый коварный хищник, а это уже второй контур. Человек готов видеть индивидуальность во всём, что его окружает, включая оружие и прочую технику; ему трудно опустится на уровень, где нет никакой личности, одни функции.

Наконец. Если говорить о развитии человечества в целом, получится, что "Маг" символизирует нашу первую ключевую технологию. Лири пишет, что по отношению к младенцу, помимо ползанья и хватания-кусания, это будет "управление реальностью посредством крика и плача". А по отношению к человечеству? Магия, как таковая, некий первопредок шаманских практик, способ непосредственного влияния на реальность? Или это "приручение" огня? Впрочем, огонь - это то же волшебство, мне просто нравится думать, что первая ключевая технология носила религиозно-магический характер.

1.3 "Императрица". Это "активно-внешнее биовыживательное слияние" и "земноводное ползание, овладение гравитацией". В эволюционном плане это животные, которые только-только начали осваивать сушу, то есть амфибии и членистоногие. Ребёнок активно ползает, пытается вставать, здесь уже идёт подготовка к следующей стадии. В психологическом плане, "Императрица" отвечает за образ Матери, как источника жизни и пищи, именно поэтому в своей колоде Лири поставил соответствующий Аркан на третье место. У первых людей этот архетип проявляется в образе Богини-Матери, повелительницы зверей, а позднее и плодородия. Причём, в колоде Лири эта карта отвечает и за позитивные, и за негативные аспекты соответствующей идеи. Здесь будет и Благая Мать, и Злая Мать, и даже Сатурн, пожирающий своих детей, по принципу "я тебя породил, я тебя и убью" - чудовищный Отец-Патриарх Фрейда. Трактовка зависит от того, какую систему символов мы используем.

То есть, если речь о Культе Великой Богини, то "Императрица" - сама Богиня, а "Маг" - шаман, жрец, её муж и слуга, часто - евнух, оскопивший себя во имя своей Госпожи. "Дурак" - это и профан, не посвящённый в тайну культа, и жертва, предназначенная к закланию, "король на один день" - вечно умирающий и воскресающий супруг Богини. В общем, если кто видел хороший старый фильм "Плетённый человек", или его слегка бессмысленный современный римейк с Николосом Кейджем, то там речь идёт как раз об этом.

Или наложим схему первого контура Лири на безумную концепцию марксиста-антрополога Поршнева, помните, я о ней рассказывал? Поршнев ведь и пишет о том, что сначала предок человека перестал быть животным (стал "анти-животным"), а потом уже превратился в человека, и что история человечества началась с анти-человечества. А в этом, как мне кажется, и состоит суть первого контура, как "начала до настоящего начала"!

Тогда "Дурак" - это базовая форма, двуногий примат-падальщик, который ходит за крупными хищниками и доедает остатки их пиршества.
"Маг" - великий пересмешник, "собравший в своём горле" голоса всех зверей и птиц, научившийся бессознательно управлять их поведением и вступивший с ними в своеобразный симбиоз (ключевая технология, "повелители зверей").
"Императрица" - палеоантроп, который, в связи с нехваткой пищевых ресурсов, стал пожирать представителей собственного вида, парализуя их своим волшебным голосом. Это существо воистину является нашим Отцом и Матерью, потому что именно палеоантропы вывели современного человека в ходе "бессознательного искусственного отбора". По Поршневу, именно палеоантропы стали прообразом всех известных человечеству богов.

На следующем витке, "Дурак" - это уже та самая рабочая особь, выведенная палеоантропами. Большеголовое, лишённое шерсти существо с подавленынми инстинктами и парадоксальным поведением, которое умеет убивать зверей, но не способно поднять руку на палеоантропа или сопротивляться их внушению. Эти "большеголовые" были вынуждены отдавать своим повелителям большую часть добычи, скармливать им собственных детей и убивать себе подобных в бессмысленных войнах, единственная цель которых состояла в заготовке свежего человеческого мяса.
"Маг" - понятное дело, суггестор. Существо, похоже на "большеголовых", но не подобное им, до предела развившее искусство внушения, но не способное сопротивляться палеоантропам. Суггесторы защищали себя, скармливая людоедам других, и сами питались с их "стола". Тем временем, "большеголовые" становились всё менее похожи на палеоантропов, они умнели и вырабатывали различные меры контрсуггестии. Вот тут на помощь палеоантропам и приходили суггесторы, которые успешно подавляли контрсуггестию "большеголовых", и, таким образом, позволяли палеоантропам контролировать достаточно большое "стадо".
"Императрица" - это уже "анти-человечество" в целом. Наверху палеоантропы, людоеды и эксплуататоры. Под ними суггесторы, которые обеспечивают управление, передают "команды" и заставляют людей служить людоедам. Наконец, в основании пирамиды, рабочие особи, близкие к современным людям, которые добывают пищу, рожают и умирают по приказу своих нечеловеческих хозяев. (У Поршнева всё это потом всё-равно кончилось революцией, естественно.)

По мнению Поршнева, эта схема регулярно воспроизводила себя в дальнейшей истории человечества, раз за разом возводя пирамиду из кровожадных правителей-феодалов-царей-фараонов, циничных идеологов-суггесторов и одурманенного народа. Я читал книгу Олега Вите о Поршневе, он там напоминает, что Поршнев жил в СССР и ещё в сталинское время успел потрудиться на ниве идеологии, так что он знал, о чём писал. (Хотя и не всегда адекватно проецировал подобные реалии на то же Средневековье.)

Как бы то ни было, помним, что третья фаза каждого контура - это также принцип управления и организации. Что такое социальные и социополовые аспекты первого контура? Примитивные формы жизни эгоистичны, они существуют только для того, чтобы поглощать доступные ресурсы и передать свои гены дальше по цепочке поколений. В этой игре каждый сам за себя. Чтобы наладить взаимодействие, необходимо отобрать у живого существа половую функцию. Природа в очередной раз показала, сколь многого она может добиться, имея в распоряжении столь малое. Здесь опять же ключевым является образ "Императрицы", ведь на этой стадии появляются общественные насекомые, коллективные организмы, существующие вокруг матки и благодоря ей. Матка - биологическая фабрика, штампующая рабочих особей, причём эволюция подобных видов идёт в сторону всё большей и большей специализации. Отдельная особь, во-первых, неуникальна, во-вторых, бесполезна сама по себе, в отрыве от своей социальной функции. "Единица - ноль!", как говорил Маяковский. Рабочая особь не может размножаться - единственный способ сохранить свои гены, это обеспечить выживание матки, а, следовательно, и коллективного организма в целом.

Естественно, последующие проявления социальности будут гораздо сложнее (вплоть до четвёртого контура, и далее), но началось всё именно здесь.

Я бы здесь дал следующие ссылки. Во-первых, на "голых землекопов", как пример млекопитающих, пошедших по пути "третьей фазы биовыживательного контура Лири". Про муравьёв, пчёл и термитов все и так знают. И вот ещё статья по теме - "Склонность к альтруизму сильнее у тех, кому нечего терять".

-----------------------------------------
Что касается визуальной символики... тут у меня нет особых идей. В образе Императрицы хотелось бы показать и Мать, и Богиню, а где-нибудь внизу-сбоку прилепить ещё и муравейник. Маг - что-то очень архаичное, но, в то же время, эффективное. Дурак? Всё зависит от выбранной метафоры. В общем, не знаю.

( продолжение следует...)

контуры, Таро

Previous post Next post
Up