Может стать началом разговора, но не факт; "Страшный и злой мир"

May 05, 2009 01:21

У herr_und_knecht была хорошая теория про чётные и нечётные поколения, в нашем случае - поколения семидесятых и восьмидесятых...
Произведениями, наиболее полно выражающими дух вышеупомянутых периодов, он считает "Семнадцать мгновений весны" (1973) и "Приключения Шерлока Холмса" (1979) соответственно. Действительно, мир Штирлица - это злой мир, где нужно постоянно прятаться под маской, и, в лучшем случае, помогать одним чудовищам жрать других ради далекой и полузабытой цели. Шерлок Холмс трудится на благо общества, не отказывая себе в маленьких удовольствиях, вроде трубки и скрипки; он борется с несправедливостью и старается сделать мир ещё лучше, в чём его поддерживают все окружающие.

Собственно, вот его пост:

" Главный герой - один, окружающий мир предельно враждебен, все государственные структуры полностью погрязли во зле, созданы злым демиургом, управляются хитрыми архонтами. Всякая попытка принять внешнюю благорасположенность мира за чистую монету чревата немедленной гибелью: именно перед этим соблазном не смог устоять простодушный Плейшнер".

Я просто опять увидел по телевизору первые серии "Семнадцати мгновений", на сей раз в цвете, чтоб им пусто было. Как бы то ни было, суть осталась прежней и жуткой.

Вот Штирлиц в разговоре с пастором Шлагом озвучивает советско-государственно-патриотическую позицию: "Так и так, как вы можете нас обвинять, ведь Церковь сотни лет боролась с еретиками? Мы тоже боремся с ересью, с теми, кто не готов к новой жизни, но вы же видите, мы её строим, посмотрите, как мы улучшили жизнь народа! Мы же за государство, сильное государство, и это государство мы готовы защищать любой ценой..." В общем, цитируя книгу Семёнова, "разве не есть ваш долг, долг духовного пастыря, быть с народом, который исповедует нашу идеологию?"

Какой из совпатриотов не подписался бы под этими словами? Только произносит их человек, который не только служит в органах, но и работает на иностранную разведку, и который всеми силами борется с тем самым государством и его идеологией. (К примеру, в книге и в фильме намекают, что именно Штирлиц угробил немецкую атомную программу.)

А кто в советском фильме выступает в роли коммуниста-атеиста, идейного борца? Конечно же, провокатор Клаус! (Который при этом думает, что "среди рабов нельзя быть свободным".) "Какие консервы вам достать", - справшивает его Штирлиц, - "Наши, или...?" - "Или!" - тут же отвечает Клаус, - "Предпочитаю американские".

В итоге, Клаус предаёт доверие пастора.
Штирлиц предаёт своего сотрудника Клауса, а заодно и дело, которому формально служит (но, естественно, не то святое дело, которому он служит на самом деле).
Начальство Штирлица вроде как предаёт родину, начав переговоры с американцами о капитуляции. (Естественно, начальство при этом считает себя настоящими патриотами, которые пытаются спасти страну, пока её ещё можно спасти.)
А Штирлиц предаёт своё начальство, выдав интригу конкурирующему ведомству. Вроде как, это Штирлиц поступает, как как настоящий патриот; а с другой стороны, он-то добивается ровно обратного, то есть он патриот, да не тот!
Previous post Next post
Up