Есть один
пост tttkkk, давно хотел на него сослаться и процитировать. Но понял, что тут большинство абзацев значимые, сложно что-то выбрать и сократить. Поэтому приведу пост целиком:
Ланьков Андрей Николаевич
горе победителям...
В последние дни перед большой командировкой (точнее, двумя, плавно друг в друга перетекающими) решил вывесить свой довольно старый, месячной примерно давности, коммент. Вызван он был замечанием уважаемого пользователя
softwarengineer в ходе дискуссии о сносе памятников Франко в Испании. Softwarengineer сказал следующее: "нельзя сравнивать спасителя Отечества от коммунистического ига с его губителями. Надеюсь, что испанцы раскаются в содеянном и вернут памятник на место, а в России вместо истуканов Ленина будут стоять памятники Корнилову, Деникину и Врангелю".
Мой ответ, в расширенном виде.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Хм... Хм... Даже если согласиться с Вами в том, что Ленин был Сауроном, а Корнилов-Деникин-Врангель - коллективом светлых хоббитов (а это - весьма и весьма далёкие от истины предположения), всё равно есть разные интересные обстоятельства.
Например, я этот постинг пишу из Кореи. В данный момент - Южной, но в Северной бываю регулярно, вот и опять недавно побывал. Контраст при переезде через сухопутную границу - невероятен. Машина времени, с рывком на полвека назад, от самой интернетизированной страны мира в страну, где гужевой транспорт, то есть воловьи упряжки, до сих являются чуть ли не основным, и где символом материального успеха семьи служит подержанный японский (или новый китайский) велосипед.
Так вот, Вы полагаете, что Южная Корея заставлена памятниками диктаторам-антикоммунистам, под железной рукою которых она два десятилетия подряд удерживала мировой рекорд по части экономического роста? Что каждое утро (ну или хотя бы пару раз в год) благодарные корейцы толпами отправляются возлагать цветы к памятниками тех мудрых государственных мужей, деяния коих дали им нынешнее счастье, процветание, туры в Таиланд и самые высокие в мире темпы увеличения средней ожидаемой продолжительности жизни? Ну-ну. Памятников Пак Чон Хи в Южной Корее нет и, полагаю, не будет - по крайней мере, в массовом порядке (на родине и сейчас есть, и, может, в паре мест поставят). И это при том, что крайне печальная альтернатива налицо, и до недавнего закрытия границы любой желающий мог заплатить 200 долларов, купить однодневный тур в КНДР и проехаться по этой "альтернативе" в автобусе. Конечно, под неустанным надзором северокорейских особистов - один рядом с водителем, лицом к салону, один на заднем сиденье автобуса, один - в центре, одна машина сопровождения впереди колонны автобусов, другая машина сопровождения - сзади. Тем не менее, всё видно - и дома с плёнкой вместо оконного стекла, и воловьи повозки, и деревянные туалеты во дворах разбитых трёхэтажек.
Однако для большинства южан (по крайней мере, для интеллигенции и для людей младше 45) Пак Чон Хи остаётся кровавым диктатором. Максимум, на что они согласны, да и то не все и не всегда, это - признать его заслуги в деле развития экономики. Некоторые (пожалуй, что и меньшинство) готовы назвать его "меньшим злом", но даже у них ударение всё равно будет на слово "зло".
Почему? Для меня вполне очевидно, что правые диктатуры спасли немало жизней - отчасти потому, что они остановили вторжение Севера, а отчасти потому, что совершённое ими экономическое чудо превратило Корею, некогда самую нищую страну региона, в очень богатое государство. Большинство их жертв (по крайней мере, "большинство" после 1953 г. - до этого и они пролили немало невинной крови) составляли люди, мечтавшие сделать на Юге всё как на Севере - конечно, не на реальном Севере, а на "Севере", существовавшем в их бредовых фантазиях. Однако для рядового южнокорейца всё выглядит иначе. Молодой подпольщик, какой-нибудь студент Ли, которому выбивали зубы на допросах в южнокорейской охранке где-нибудь в 1968 г., кажется им не орудием чудовищного северокорейского режима, а невинной жертвой чудовищной южнокорейской репрессивной машины. Даже то обстоятельство, что некоторые из этих "невинных жертв" работали по прямому заданию северокорейских спецслужб, особого влияния на отношение к ним не оказывает. Не за деньги же ведь работали, а за идею. Хотели как лучше. Мечтали освободить рабочих из под гнёта капитала.
То, к чему в данном случае привела деятельность их единомышленников - очевидно. И, тем не менее, большинство южнокорейских интеллигентов скажет Вам примерно следующее: "Что за чушь? Ну, при чём тут северокорейские лагеря? При чём тут голод? Бедный парнишка Ли, умерший в тюрьме в 1971 г., был идеалистом, мечтателем, благородным романтиком. Как можно называть его потенциальным палачом? Это всё - чистейшие гадания, и малообоснованные. А вот то, что ему на допросе выбили зубы и не дали врача, когда началась пневмония - это факт. И какое к этому имеет отношение то, что он несколькими месяцами ранее передал товарищу Наму из Пхеньяна данные о составе отправляемых во Вьетнам частей? Нам этот, кстати, тоже родом из нашего городка, ушёл на Север в 1949 г. и потом у них шпионом борцом за объединение работал. Тоже очень хороший человек, говорят, настоящий идеалист"
Вот так. Я не могу исключать, что противники генерала Франко, выйди они из войны победителями, перерезали бы не меньше, а больше людей, чем погибло в результате победы генерала (хотя особой уверенности в этом у меня, признаться, нет). Я практически уверен, что в случае победы противников Пак Чон Хи счёт жертвам власти шёл бы на десятки тысяч и сотни тысяч - а не на сотни и тысячи, как при нём. Однако всё это - сослагательное наклонение. Сколько реально перерезал Франко (Пак Чон Хи) - известно довольно точно. Сколько перерезали бы его противники - нет. Посему массовое сознание в большинстве случаев будет против диктаторов и на стороне их жертв, даже если эти жертвы в действительности - не более чем неудачливые кандидаты в куда более свирепые диктаторы.
Можно решить, что всё это является подтверждением известного тезиса "нет правды на земле, но нет её и выше" и вздыхать по поводу необъективности Суда Истории. Можно искать в этом сермяжную правду. Я сам склоняюсь к первому тезису, но вижу и правоту стороников второго тезиса. В любом случае - таков факт. Так что памятников Франко на площадях испанских городов не будет.
Лучший для посмертной личной репутации исход гражданской войны - эту войну проиграть, стать жертвой. Тогда о тебе будут помнить хорошо. Ты так и останешься в истории героем-идеалистом, непонятым мучеником. Правда, может получится и так, что ценой этой репутации станут сотни тысяч (а в большой стране - миллионы) загубленных жизней.
Это Запад, как он есть. И это же - Первая этическая система по Лефевру, где цель не может оправдывать средства. Всё крутится вокруг этого - экономическое процветание Южной Кореи не может оправдывать пытки юноши-коммуниста, пусть он трижды гадина и шпион. Пусть диктатор выиграл войну, пусть он обеспечил своей стране будущее - он всё равно сволочь.
Да, я понимаю, что речь о корейских интеллектуалах, но Запад по Крылову - это не географическое понятие. Хех, как говорила одна некрасивая девочка-католичка, Корея - это практически христианская страна, в отличие от языческих Китая с Японией. Впрочем, почему бы и нет?
Конечно же, автор, т.е. Ланьков, тоже на стороне Запада. Я, кстати, не разделяю его оптимизма по поводу того, что "массовое сознание в большинстве случаев будет против диктаторов и на стороне их жертв", по крайней мере, я этого не вижу. Но для западного общества указанный принцип, безусловно, верен. Если что, имейте в виду - будете мочить коммунистов, войдёте в историю меньшим злом, но с упором на зло.