Опять же, волны интернета вынесли к моим ногам древний советский трактат по фехтованию. (Аркадьев, "
Тактика в фехтовании".)
Понятно, что речь о спорте, но забавно представлять, что нет :). Приятно читать подобное. Заодно, великолепное пособие для тех, кто, по тем или иным причинам, соберётся отыгрывать "советское" в хорошем смысле слова.
"Тактика присутствует везде, где человек ведет борьбу с человеком: на войне ли, в политической жизни, в самозащите, в спорте и т. д. И везде тактика выступает как специфическое умение или как способность вести борьбу на основе понимания боевой обстановки в целом, учета действий и возможностей противника, индивидуальных особенностей и своего потенциала".
(Близко к "Принятию решений" из
AAAS)
"Тактика же фехтования - это борьба ума, воли и эмоций спортсмена. В интеллектуальной, тактической борьбе человек раскрывает свои качества, способности и умение преодолевать "враждебную" волю, вести конфликтную игру ума. Он постоянно готов к внезапно возникающим психологическим и фактическим ситуациям.
Кроме того, фехтовальщик свободен от той обреченности на постоянный неуспех, которую испытывают спортсмены средней силы в других видах спорта. Мастер "средней руки" в фехтовании в тактическом воодушевлении может побеждать в отдельных боях противников заведомо более сильных, нежели он сам".
"Тактическое воодушевление", а! Какой роскошный термин.
"
Впервые о советской школе фехтования у нас заговорили в конце 40-х годов. Не имея спортивных связей с зарубежными фехтовальщиками, некоторая часть наших тренеров полагала, что достаточно подчинить этот старинный "аристократический" вид спорта требованиям и основным принципам передовой советской системы физического воспитания, как наши фехтовальщики станут сильнейшими в мире. Это утверждение сопровождалось критикой, но подчас поверхностной, направленной в адрес французской и итальянской школ фехтования.
Образовались две противоположно мыслящие группы тренеров и спортсменов. Одни утверждали, что фехтовальная классика устарела, стала догматичной, так как отражает чуждые нам черты аристократической среды.
Представителей этой группы сторонники классики прозвали "новаторами", те, в свою очередь, окрестили своих противников "консерваторами" и "ортодоксами". "Ортодоксы" полагали, что пытаться переделывать прежние школы не стоит, поскольку французы и итальянцы практически доказывают превосходство своих школ (в то время они были сильнейшими в мире фехтовальщиками).
И действительно, первая спортивная встреча наших фехтовальщиков с сильнейшими зарубежными спортсменами показала, что всестороннего физического развития, атлетизма и страстного желания побеждать еще мало для того, чтобы одерживать победы над искушенными зарубежными мастерами клинка. Нас разгромили".
Мне так нравится этот отрывок. Тут всё. И "чуждые нам черты аристократической среды" (чистая правда!), и "всестороннего физического развития, атлетизма и страстного желания побеждать еще мало для... победы над искушенными зарубежными мастерами клинка". Вспоминается бессмертное "кунфу бессильно против ружей".
Ладно, переходим к самому интересному - особенностями советской школы БИ:
"Кроме того, мы имеем свою теорию фехтования, отвечающую гуманным требованиям советской системы физического воспитания. Однако мы не открещиваемся от классических школ фехтования прошлого, мы изучаем приемлемое для нас и отвергаем все то, что противоречит нашей идеологии, нашему пониманию спорта. Мы принимаем, например, галантность и честность в процессе ведения боя, культивировавшиеся в соревновательной практике старых школ фехтования. Принимаем и крайнюю скрупулезность в технической подготовке. Нам не чуждо стремление к красоте боевых положений и движений, однако мы отрицаем условный эстетизм старого фехтования. Для нас не приемлема узость в трактовке фехтования как только искусства владения холодным оружием.
Фехтование - разносторонний по своему воздействию на человека вид спорта. И не следует сужать его до состязания в ловкости владения условным холодным оружием. Прикладность фехтования заключается в широком воспитательном воздействии его на человека, в развитии физических и психических качеств и умений, в формировании определенных положительных черт характера, а следовательно, и личности в целом".
Казалось бы, при чём здесь социализм... так и обратно к "аристократической среде" можно скатиться!
""Ортодоксальные" зарубежные тренеры старались создать у фехтовальщиков представление об универсальной наивыгоднейшей для всех идеальной технике. Но такой техники не существует. Ведь у каждого спортсмена есть присущие только ему особенности.
Поэтому советские тренеры не пытаются создавать у своих учеников "идеальный фехтовальный стандарт". Научив спортсмена технической грамоте, тренер способствует раскрытию его индивидуальных особенностей. Индивидуализация, как высший этап в творческом становлении мастера, широко культивируется советскими тренерами".
Как мне нравится этот стиль :). Продолжаем с советской книгой "Пяти колец":
"Тактика - душа фехтовального спорта, интеллектуальная основа искусства побеждать. Борьба ума, воли и эмоций рождает драгоценные качества, дающие наибольший воспитательный эффект перенесения приобретаемого на фехтовальной дорожке в жизнь. В тактической борьбе человек раскрывает свои качества, способности и умение преодолевать "враждебную" волю, вести конфликтную игру ума и постоянно совершенствовать ориентировку во внезапно возникающих фактических и психологических ситуациях. Тактика - этот "интимный" мир спортсмена - впервые в истории фехтовального спорта стала в Советском Союзе предметом пристального внимания и изучения. Техника - выполнение - неотделима" от тактики - управления. Все издаваемые в настоящее время у нас в стране учебные пособия по фехтованию уделяют равное внимание как вопросам техники, так и тактики, чего до сих пор нет в зарубежной учебной литературе по фехтованию".
Тактика и техника относятся, как
"принятие решений" и "атака".
"Для многих "ортодоксальных" зарубежных тренеров тактическая подготовка не является равноценным компонентом технической. Некоторые из них даже полагают, что вообще обучать тактике не стоит, поскольку она очень индивидуальна и уходит своими корнями в такое глубокое существо, что управлять искусством ведения боя невозможно. Наши тренеры отвергают такую точку зрения. Более того, они считают, что тактическая подготовка должна с первых же шагов ознакомления с фехтованием пронизывать весь учебно-тренировочный процесс подготовки спортсмена от новичка до мастера. Техническая и тактическая подготовки должны слиться в единый нераздельный процесс обучения фехтованию. С этой целью наши тренеры стараются прежде всего привить ученикам вкус к фехтованию, как к конфликтной игре ума".
"Зарубежники" - отстой, но это мы уже поняли. Между прочим, стремление привить вкус к "конфликтной игре ума" напоминает мне о советских фильмах про разведчиков.
"Тактика в сознании советских фехтовальщиков и тренеров поднялась на большую высоту. Она стала объемом всеобщего внимания. Мы поняли, что нельзя в процессе тренировки расторгать боевой союз между тактикой и техникой, что непрактично заниматься голой технической "дрессировкой". В этом случае высокая техничность, достигнутая в уроке, не принесет успеха в бою. Урок будет жить самостоятельной жизнью, и в результате нарушится главная методическая задача - перенесение навыков из урока в учебный бой, а из учебного боя - в соревновательный".
...А из соревновательного - в реальный!
Об учителях фехтования:
"Типичной чертой ортодоксальных зарубежных тренеров является трафаретность их работы, вызванная беспрекословным, неукоснительным подчинением догматизированным требованиям своих школ.
У нас же в стране тренеры, подчиняясь основным требованиям педагогики, физиологии, психологии и биомеханики, в своем творчестве остаются свободными. Это обстоятельство позволяет каждому тренеру проявить индивидуальность, т. е. иметь свое тренерское кредо, и побуждает тренеров соревноваться между собой в педагогическом искусстве, создавать новые методические приемы и даже направления.
Так, постепенно усилиями отдельных творчески одаренных тренеров и мастеров фехтования кристаллизируется педагогическое искусство наших учителей фехтования, разнообразная методика которых порождает спортсменов с различной манерой ведения боя, со своеобразным спортивным почерком.
Это разнообразие спортивных почерков украшает советское фехтование и дает преимущество нашим спортсменам перед зарубежными. Таким образом наши спортсмены утверждают советский стиль фехтования, сочетающий в себе высокую двигательную вариативность, т. е. ловкость с атлетизмом, тактическую активность с динамичностью, виртуозность и непринужденность с боевой страстностью.
Говоря о методике специальной тренировки, следует упомянуть, что в то время, когда советские фехтовальщики еще не встречались с сильнейшими в мире западноевропейскими фехтовальщиками, наша методика уже прокладывала себе самостоятельную дорогу, отражая прогрессивные идеи нашей педагогики.
Построение и постановка учебного процесса у нас поднимает на небывалую высоту роль сознательности, активности и самостоятельности в познавательных усилиях обучаемых. Метод самостоятельной проработки по заданию и под наблюдением тренера стал доминирующим в групповых упражнениях. Сложнейшее, многокомпонентное умение вести бой требовало органического синтеза физической подготовки и техники, техники и тактики, тактики и "психологии" соревнования. Чтобы решить эти задачи, тренеры обратились к индивидуальному уроку, который в подготовке фехтовальщиков высокого класса выступает в неразрывной связи с учебными боями всех типов как основная методическая форма.
Научный подход к фехтованию освободил наших тренеров от гнета устаревших догматов фехтовальной "классики", чего нельзя сказать в полной мере о многих зарубежных тренерах. Наши ученые, тренеры и спортсмены анализируют фехтование со всех сторон, проникая в его существо и выявляя то, что тормозит и лимитирует его дальнейшее развитие".
Об отношениях мастера и ученика, или о падаванах:
"За рубежом учитель фехтования для своих учеников - непререкаемый авторитет. Его требования и обоснования не подлежат сомнению и критике и принимаются на веру. Такое слепое подчинение авторитету тренера происходит, во-первых, потому, что обучаемые фехтованию молодые люди, как правило, не обладают достаточными специальными знаниями в области физической культуры и спорта, а во-вторых, потому, что учитель фехтования не стремится и не желает делать из своего ученика знатока фехтования.
Иная картина у нас. Советские тренеры считают, что на современном уровне развития спорта наивысшего мастерства можно достичь лишь при совместных усилиях тренера и ученика, а также при самостоятельной работе спортсмена над собой. Эффективность же самостоятельной работы над повышением своего спортивного мастерства возможна лишь в том случае, если ученик обладает специальными знаниями в постигаемом им виде спорта.
На этой основе у нас, у тренера и ученика, достигшего высокого уровня спортивного мастерства, появляются особые отношения. Результат этого - возникновение творческого дуэта, творческой бригады, в которой самостоятельная работа младшего сотрудника бригады - спортсмена - проходит под руководством старшего сотрудника - тренера. Создается глубокий творческий контакт между учителем и учеником".
Спортсмен - младший сотрудник бригады. Извините, не удержался :). Короче, так должны выглядеть правильно-советские отношения между начальником и подчинённым.
"В работе с сильным фехтовальщиком тренер вырабатывает общее направление и пути к разрешению отдельных конкретных задач в тренировке, не игнорируя предложения самого спортсмена. У такого тренера фехтовальщик всегда находится в курсе его педагогических устремлений.
Обстановка индивидуального урока с паузами активного отдыха способствует постоянному влиянию тренера на ученика как в вопросах общей и специальной эрудиции, так и воспитания в спортсмене эстетического вкуса, оптимистического мировоззрения и правильного отношения к своей спортивной деятельности".
Вот так, начнёшь эстетический вкус воспитывать, и покатилось... Это я всё об "аристократической среде" вздыхаю.
"Тренер - "конструктор" спортсмена, его воспитатель. Тренер и сильный фехтовальщик богаты по-разному, и только глубокий синтез этих богатств приводит к большим спортивным взлетам. Утверждая, что спортсмен - главная фигура спорта, мы вовсе не принижаем роли тренера, наоборот, в формировании таких спортсменов решающая роль принадлежит педагогическому мастерству тренера".
Потрясающе. Нет, надо будет это как-нибудь почитать, и, может быть, ещё что-нибудь процитировать.