В
очередной раз прицитирую Такуана Сохо ("Письма мастера дзэн мастеру фехтования"):
"Выражаясь в терминах боевого искусства, рассмотрим такую ситуацию. Вы внезапно замечаете меч, занесённый над вами. Если вы задумаетесь о том, что произойдёт, когда этот меч вонзится в вас, ваш ум остановится на приближающемся мече, ваши движения будут скованы, и противник одолеет вас. Вот что такое остановка ума.
Предположим теперь, что вы видите меч, движущийся в вашем направлении, но ваше сознание не задерживается на нём, а следует за движением меча. Вы не думаете о том, как сразить противника. В вашем уме вообще отсутствуют какие-либо мысли и суждения. Если в тот миг, когда противник замахивается мечом, ваш ум ничем не скован, вы сможете быстро подскочить к противнику и выхватить меч у него из рук. В этом случае вы не только овладеете мечом, который чуть было не сразил вас; вы сможете сразить им противника.
О том, кто действует так, в дзэн говорят: "Он перехватил копье и пронзил им нападающего". Копье - это также оружие. Суть здесь в том, что меч, который вы отнимаете у врага, становится мечом, который сражает его. Вот какой меч в вашей традиции называется не-меч".
...Именно этот отрывок ассоциируется у меня с тем приёмом, который
makarovslava широко использовал в своих стратегических играх; приёмом, который он не без иронии назвал "внезапной обороной".
...И далее, Такуан раз за разом возвращается к этой мысли:
"Принимая во внимание, что у бодхисаттвы по имени Каннон тысяча рук и только одно тело, если ум этого существа остановится только на одной из рук, например, той, которая держит лук, остальные девятьсот девяносто девять рук окажутся бесполезными. Каждая из рук выполняет свою функцию лишь потому, что ум не задерживается ни в одном месте... Человек, который это постиг, не отличается от бохисаттвы по имени Каннон с тысячей рук и тысячей глаз.
(...)
Когда же человек изучил какую-то технику и знает, что такое правильная стойка, как нужно держать меч, и на что нужно направлять ум, его ум останавливается во многих местах. При этом прежде чем нанести противнику удар, он должен многократно всё взвесить. Но позже, после многих лет усердной практики, ни положение тела, ни движение меча больше не занимают его внимания. Его ум становится таким, каким был в самом начале, когда этот человек ещё не владел техникой и должен был изучать все элементы один за другим.
(...)
Подобно этому, если ум останавливается на мече, которым противник вот-вот нанесёт вам удар, возникнет большой промежуток, и вы не сможете правильно среагировать на удар. Но если в промежутке между ударом меча и вашим ответным действием не помещается даже волосок, меч вашего противника станет вашем собственным".