Южная этика, примеры

Feb 09, 2011 04:56

Юг - это база, основа, огонь, текущий в наших жилах. Набор самых простых и очевидных принципов: "отвечай добром на добро, злом на зло, выживай, будь сильным, сохраняй способность к действию, помогай своим, не верь чужим".

Крылов, формулируя свой идеал патриотизма:
" Настоящий правильный патриотизм состоит совсем не в этом. А в спокойном, даже угрюмом, понимании того, что
а) есть наши, и есть враги;
б) своих - какие бы они ни были - надо любить и делать им хорошо;
в) врагов - опять же, какие бы они ни были - надо ненавидеть и по возможности делать им плохо.

Как ни странно, но нормальная обывательская реакция на жизнь обычно бывает совсем даже обратной. То есть - "своим" обычно срут, перед "чужими" же (и - особенно - перед врагами) заискивают и кланяются.

На самом деле "благородный муж" (да жэнь) отличается от "подлого человечка" (сяо жень) ровно одним. Благородный делает добро друзьям, и наказывает врагов. Подлый же поступает наоборот".

Вот это и есть Южная этика. Крылова частично извиняет то, что он писал это по поводу терракта на Дубровке; но это не отменяет того факта, что его тогдаший идеал - Юг, Первая этическая система. Обратите внимание, что в качестве главной отрицательной эмоции, отличающей достойного человека от недостойного, нам предлагают пофиг, безразличие, равнодушие к своему. (В то время как для Востока это будет страх, для Запада - зависть, для Севера - ненависть.)

И далее, Крылов пишет:
"При этом не стоит думать, что у "подлого" нет на то причин. Напротив, они есть, и они весьма весомы. "Свой" на то и свой, что "всё стерпит". Поэтому ему можно гадить, на него можно срать, ему можно врать. "Чужой" же, напротив, ничего терпеть не будет, особенно если он враждебно настроен... Чужого надо ссать. А ссать - значит уважать. Для сяо жень "ссышь значит уважаешь" - непреложная истина...

В результате мы имеем вот что. Папа плохой: не купил "лисапет". Мама плохая - не пустила вечером гулять. Мальчик Серёжа хороший - у него кулачищи во какие, а не убил, даже бил не сильно, а потом "взял в компанию"..."

Сравните со следующими фантазиями о крутости:
В "северной этике" временные формулы выглядят как "сегодня другие не должны делать мне то, чего я не делал им вчера" и "завтра другие не должны делать мне то, чего я им не делаю сегодня". В виде мема эта позиция известна как "а мог бы и полоснуть". Иными словами, "у меня была возможность полоснуть вас, но я этого не сделал - и вы не имеете права полоснуть меня". "Я могу полоснуть вас, но я этого не делаю - и у вас не будет такого права завтра".

Если кто не понял - эта формула освещает кажущееся противоречие советской "борьбы за мир". Идеологическая упаковка этого дела мне неинтересна, а вот само поведение здесь именно что сумма "я могу вас полоснуть + я этого не делаю". Парады, ракеты, впечатление невообразимой мощи, военное присутствие где ни попадя (при этом с минимумом "горячих" конфликтов) - и искренние уверения в том, что Советский Союз стремится к миру. Миру мир, ага. Конечно, это исходило от "северного полюдья", а не от тех этических систем, которые должны были его ограничивать... тем не менее, "северный" способ сказать "я хороший" именно таков: "я не делаю (не делал) тебе неприятностей, которые вполне могу (мог бы) сделать".

Любопытно, как эта формула проявляется в "боях за историю" с лимитрофами. Можно достаточно уверенно говорить, что теория "советского блага" - "советская власть сделала вам много добра" - потерпела в них поражение. Причины указаны выше - теории "западного блага" противостоять невозможно в принципе, она системообразующая для целого "цивилизационного блока", а "советское благо" - это так, наспех состряпанное объяснение, привязанное к (уже? ещё?) плохо сформулированной идеологии, не обеспеченной никакими государственными ресурсами (идеология "советизма" даже в РФ явной поддержкой властей не пользуется). Совершенно разые весовые категории.

И вот - в "боях за историю" зазвучали уже правильные с точки зрения "северной этики" возражения: "с вами по-доброму обошлись, хотя можно было и не по-доброму, а как полагается"; с выходом на аргументы и "как" полагается (часто с примерами с того же самого Запада), и "почему" полагается (с разрушением картины невинных суверенных пусичек, изобиженных красными охальниками).

Такой подход теорию "западного блага" не кроет, но и она его не кроет, ибо они равно самодостаточны. С этой позиции сбить невозможно. В отличие от позиции "советского блага"".

Только это не Северная этика. Это мечта о том, чтобы стать мальчиком Серёжой, которого все боятся, абсолютно "южная" по сути своей мечта. "Я же тебе не отмудохал, а мог! Отмудохал, но не до смерти! А мог вообще убить... Как за что? Было за что! Я тебе, считай, жизнь спас, ты теперь мне по гроб жизни обязан". При этом (см. выше), даже в Южной этике подобный подход работает только с самыми жалкими и подлыми (то есть слабыми) её носителями.

И ещё в тему "ссышь, значит уважаешь":
" Во-вторых, усилить мотивации по страху и безразличию субъекта к нам. То бишь субъект должен понимать, что налезать на русских - это игра с сильно ненулевой суммой. Если хотите, должно даже изобрести какой-нибудь культ излишнего применения силы, не обязательно военной".

Сравните (из "Поведения"):
"Если совместить представление о добре и принцип: "делай другим то же, что они тебе", получим понятие о добре, как оно функционирует в рамках Первой этической: делай другим больше, чем они сделали тебе".

Повышение ставок является этичным во всех этических системах, но только на Юге речь идёт об усилении "ответно-превентивных действий". Мы можем бить наших недругов сильнее, чем они бьют нас, можем бить их заранее, но за рамки Южной этики всё равно не выйдем.

Юг

Previous post Next post
Up