Социалистическое искусство, классовый анализ, Арнольд Шварценеггер и довесок о сюжетах

Feb 28, 2011 03:03

Ещё я хотел рассмотреть пример социалистического искусства.

Например... фильм "Вспомнить всё" Пола Верховена с Арнольдом Шварценеггером. Надеюсь, все его видели.

От рассказа Филипа Дика там осталось мало. По форме фильм весьма консервативен, традиционный фантастический боевик, но вот содержание предельно левацкое.

В центре сюжета находится восстание марсианских шахтёров-мутантов, которых беспощадно эксплуатирует местная корпорация, добывающая на Марсе какой-то редкий фантастический минерал. Сами мутанты появились из-за того, что корпорация экономила на всём, включая биологическую защиту для первых рабочих-колонистов. В условиях Марса, власть корпорации держится на том, что она контролирует производство пригодного для дыхания воздуха и имеет возможность в буквальном смысле перекрывать непокорным кислород. Как говорила домоуправ в комедии Гайдая, "а если не будут брать, отключим газ".

Итак, капиталисты = торговцы воздухом.

Целью главного героя является устройство экстренного терраформинга, в далёком прошлом оставленное на Марсе таинственными пришельцами. Если проникнуть в центр их подземного комплекса и нажать Волшебную Кнопку (это же американский фантастический боевик!), на Марсе появится пригодная для дыхания атмосфера, воздух станет бесплатным, а власть капиталистов будет уничтожена. Этим фильм и заканчивается.

Но пока продолжим говорить об основном конфликте. Капиталисты стремятся подавить революционное движение, но сделать они это могут, только внедрив туда своих людей и развалив его изнутри. Пока все их попытки проваливаются, потому что лидер восстания - мутант-телепат, способный раскрыть любого агента. Можно сказать, что восставшие рабочие владеют классовым анализом, поэтому не поддаются на провокации и манипуляции капиталистов.

Тогда руководство корпорации решает подготовить агента для глубокого внедрения. Из среды самых доверенных оперативников выбирают одного спеца, которому создают ложную биографию террориста и борца за свободу. Ему удаётся втереться в доверие к рядовым бойцам, но встреча с представителями революционного подполья грозит ему неизбежным разоблачением. Всё это часть плана - в последний момент его изымают, снабжают ложными воспоминаниями и отправляют на Землю.

Здесь начинается история главного героя, Дага Куэйда, простого земного работяги, который не знает, что на самом деле он Хаузер, высокопоставленный сотрудник корпорации. В ходе осуществления плана глубокого внедрения, главному герою поменяли классовую принадлежность, изменили его классовое сознание - всё ради того, что бы выйти на вождя революции, телепата. Что же происходит с Куэйдом? Он мучается от какого-то беспокойства, неудовлетворённости. Окружающая реальность кажется ему странной и фальшивой. Казалось бы, у него есть работа, жена, жильё, и всё говорит о том, что он всегда так жил - а ему снятся сны о красной планете.

Куэйд решает купить себе ложные воспоминания о Марсе. Это популярное земное развлечение, которое предоставляет корпорация "Воспоминание" (очевидно, связанная с марсианской корпорацией, по крайней мере, фильм на это намекает). Люди, не имеющие денег для дальних поездок или времени для отпуска, записывают себе воспоминания о том, как они ездили и отдыхали, особой популярностью пользуется память о посещении других планет. С недавних пор "Воспоминание" стало предлагать новую услугу - искусственные воспоминания о чужой жизни, которые дают простому человеку возможность почувствовать себя раскованным плейбоем, миллионером, искателем приключений или неуязвимым секретным агентом.

Куэйд выбирает впечатления о том, как он действует на Марсе в качестве секретного агента. Но в процессе записи ложных воспоминаний выясняется, что эту операцию с ним уже проделывали, и сама его память является ложной! Вся его жизнь подделка, жена, друзья, работа, всё. После различных событий, перестрелок и т.д., с Куэйдом связывается Хаузер - вернее, запись Хаузера. Как и было запланировано, Хаузер оставляет Куэйду заначку с оружием, деньгами, шпионскими приспособлениями и билетом на Марс. Хаузер-агент перед камерой изображает опасного террориста, чтобы обмануть свою следующую реинкарнацию, Куэйда - а когда Куэйд прилетает на Марс, все его принимают за Хаузера-революционера, известного подполью. Куэйд оказывается настоящим бойцом революции, своим в доску парнем, который всем сердцем включается в борьбу за права угнетённых; вдобавок, он влюбляется в девушку-революционера. Куэйд встречает вождя-мутанта, и тому постепенно удаётся пробиться к самым глубоким, истинным воспоминаниям, воспоминаниям Хаузера, имевшего допуск к высшей категории секретности. Куэйд узнаёт про пришельцев и Волшебную Кнопку. Но тут же выясняется, что корпорация контролировала каждый его шаг - в помещение врываются спецназовцы, вождь революции гибнет.

Куэйд может выбрать судьбу Хаузера, жизнь в роскоши и возвращение "настоящих" воспоминаний (что для Куэйда равнозначно смерти), но вместо этого он продолжает борьбу, обходит все ловушки, побеждает врагов и нажимает Волшебную Кнопку. Задыхающиеся мутанты чувствуют дыхание свежего ветерка, Марс оживает, власть капиталистов рушится.

Бытие определяет сознание. Когда ему навязали роль рабочего, Куэйд превратился в пролетария. Тут фильм топчется на фашистском мифе, Арнольд Шварценеггер - арийский сверхчеловек, машина смерти с немецким акцентом. При этом он выступает против своих бывших друзей-капиталистов, здоровых, физически развитых, крепких людей, и поддерживает уродливых мутантов, очевидных вырожденцев. Голос крови ничего не значит по сравнению с пролетарской солидарностью.

Символика очень простая.

Оружие революционеров - истина. В сюжете это телепатические способности вождя мутантов. Оружие капиталистов - ложь. Это аппаратура, записывающая новые воспоминания, которую мы видим в сценах на Земле и на Марсе.

Капиталисты стремятся превратить истину в ложь. Реальную информацию о наличии на Марсе руин внеземной цивилизации они сделали байкой о пришельцах, которые фигурируют в шаблонном сюжете-воспоминании о приключениях марсианского суперагента. В ключевом эпизоде фильма капиталисты пытаются заставить героя Шварцнеггера сдаться, подослав к нему психоаналитика. Мозгоправ должен убедить Куэйда, что тот застрял в своих фальшивых воспоминаниях, что всё происходящее является лишь его фантазией о Марсе. Нет никакой борьбы, нет никакой революции и невозможна никакая победа - вернее, победа будет означать окончательное погружение в бред без надежды на выздоровление.

Революция, наоборот, превращает ложь в истину. Истории о пришельцах на самом глубоком уровне оказываются правдой, и воздух действительно может стать бесплатным. Фальшивый террорист Хаузер, агент правительства, становится настоящим революционером, пролетарием Куэйдом. Вместо навязанных ложными воспоминаниями чувств к фальшивой жене-шпионке - светлое чувство к бесстрашной марсианке, товарищу по борьбе.

Может, я захожу слишком далеко, но эту символику можно увидеть даже в сценах перестрелок. Шпионские приспособления контрразведчика Хаузера построены на создании иллюзий, в фильме мы видим кибернетическую маску, позволяющую выдать себя за другого человека, и голографический проектор, создающий реалистичное трёхмерное изображение. Во время финального боя за комплекс пришельцев, Куэйд раз за разом обманывает солдат корпорации, подставляя им своего голографического двойника, отвлекая внимание и заставляя напрасно тратить патроны. К последним оставшимся солдатам Куэйд выходит сам, весело улыбаясь: "Вы думаете, я настоящий?" Солдаты начинают озираться по сторонам в поисках источника проекции, и тогда Куэд открывает по ним огонь. "Правильно думаете", замечает он. Иллюзия стала реальностью, потому что за иллюзией всегда скрывалась реальность.

Ещё одно противопоставление - Земля и Марс. На красной планете угнетение рабочих происходит самым непосредственным образом, как и их борьба за свои права, принимающая форму вооружённого восстания. На Земле эти противоречия скрыты, и, на первый взгляд, жизнь на Земле сытая и спокойная (воздуха уж точно хватает всем). На самом деле, ряд деталей, оставленных режиссёром, позволяет зрителю понять, что не всё так гладко - достаточно сказать, что при входе в земное метро пассажиров просвечивают рентгеном на предмет оружия и взрывчатки. Тогда это было остроумным прогнозом, сейчас стало злободневным комментарием. Подобно Куэйду, земляне недовольны своей жизнью, но не знают, почему. Чтобы их успокоить, капиталисты предлагают им ложные воспоминания вместо настоящих вещей, которые люди не могут себе позволить. Люди платят за иллюзию своей значимости, за сказку, которая убеждает их в том, что они важные люди, с которыми что-то происходит и от которых что-то зависит.

Собственно, с этим связан единственный субверсивный компонент сюжета. Происходящее на Марсе действительно целиком и полностью укладывается в фантазию, которую Куэйд заказал в корпорации "Воспоминание". Фильм допускает трактовку, по которой всё, что мы видим на экране, является ложным воспоминанием - отсюда и лёгкость, с которой восставшим удаётся победить (Волшебная Кнопка, машина пришельцев, атмосфера за пять минут). Более того, зритель фильма оказывается в роли землянина, который платит за мечту, предложенную ему капиталистами. Иллюзия значимости, иллюзия победы, возможность почувствовать себя в шкуре непобедимого героя, меняющего историю планеты, заменяют осознание своей реальной ситуации. После просмотра у нас остаются воспоминания, но мир от этого не изменился.

...И лишь революционное действие способно превратить фантазию в реальность.

В качестве довеска.
Помимо всего прочего, мне фильм важен следующим.
Когда авторы Вархаммера 40000 придумывали истории происхождения примархов, они использовали почти все классические сюжеты бога войны. И не только, но в том числе.

Среди этих историй есть одна, напрямую связанная с фильмом "Вспомнить всё", биография примарха Коракса. Точнее, там используются мотивы из фильма Верховена "Вспомнить всё" и романа Хайнлайна "Луна жёстко стелет", о революции в лунной колонии.
"С самого раннего возраста Коракса убеждали, что он должен стать спасителем народа Ликэуса, и по мере того, как шли годы, он начал сеять семена, которые впоследствии принесли рабам плоды свободы. Так как рабы практически ничего не имели, они могли делать только самые простейшие виды оружия. По мере того, как шли годы, рабы заполнили этим импровизированным оружием целые склады, спрятанные в стратегических пунктах горных глубин. Коракс объединял рабов в ударные отряды, назначал компетентных командиров и неустанно тренировал их управлению войсками. Кроме того, он начал психологическую войну с тюремщиками, организуя регулярные забастовки и случайные вспышки бунта, которые быстро истощали ресурсы и снижали мораль охранников. Всё было спланировано таким образом, чтобы каждое последующее событие увеличивало давление всё больше и больше. Вскоре вся ситуация стала напоминать пороховую бочку, готовую взорваться в любой момент.

Когда пришло время, Коракс и обученные им войска рабов нанесли удар. На ключевые пункты городских улиц были выведены огромные горнодобывающие машины. Саботажные команды, вооружённые буровиками и лазерными резаками перерезали межсистемную энергосвязь, линии связи и поддержки жизнеобеспечения основных пунктов обороны врага. Один из важнейших куполов, где размещались значительные силы тюремщиков Ликэя, был взорван в нескольких местах, что открыло доступ в жилые отсеки смертоносного вакуума. В то же самое время, Коракс вместе с небольшой группой самых обученных воинов атаковал башню-крепость надзирателей, захватив её в одной блистательно проведеной ночной операции. После столетий издевательств, не могло быть пощады для тех, кто долгие годы мучил рабов, и все тюремщики были уничтожены.

Техно-Гильдии Киавара были шокированы известием о падении Ликэя и немедленно послали войска для подавления восстания. Война была короткой и жестокой. Находясь на другом конце длинного гравитационного колодца, предназначенного для пересылки руды на Киавар, войска Коракса без устали бомбардировали поверхность планеты грузовыми контейнерами, наполненными самодельными атомными зарядами, уничтожив значительную часть индустриальной структуры Киавара. Когда войска Киавара высадились на спутнике, Коракс и лично отобранные им воины, уже ждали их. Примарх с волосами цвета воронова крыла, предугадывал и отбрасывал противника, нанося хирургически точные удары, которые вскоре лишили войска Киавар командования, уничтожили линии поставок и заставили противника перейти в глухую оборону.

В конце концов, Коракс одержал победу, и войска Киавара были вынуждены отойти, так как без поступления минеральных ресурсов, экономика всей планеты рухнула, как карточный домик".

Восстание рабов - один из сюжетов бога войны, не зря они просили Ареса о помощи. Центральный образ - орудия подневольного труда, которые становятся боевым оружием. Дисциплина, спайка, трудовые навыки и знание местности позволяют одержать победу над опытным и хорошо вооружённым противником. [Восстание Спартака, бунт военнопленных или заключённых, ветеранов войны - это близкий, но другой сюжет, "воин остаётся воином в любых условиях". Восстание гладиаторов авторы Вархаммера обыграли в истории Ангрона, примарха Пожирателей миров.]

...В свою очередь, переломление сюжета "восстание рабов" в декорациях фильма "Вспомнить всё" породило такую классику, как серия игр "Red faction", о восстании марсианских шахтёров и их борьбе с капиталистами. С бурами в качестве оружия, землеройными машинами и так далее. Да, это важно :). 

бог войны, фильм

Previous post Next post
Up