Случайные размышления

May 04, 2011 16:07

Так, опять завис. Есть время и возможность что-то написать в ЖЖ, надо выбрать тему, эх...

В данный момент я думал о том, что фильм "Вариант "Омега"" с Далем я посмотрел только из-за ogasawara, у него это один из любимейших фильмов. Но не пожалел, и теперь периодически возвращаюсь к этому фильму в своих размышлениях. Пожалуй, в рамках жанра (фильмы про разведчиков в немецкой форме), он действительно может похвастаться довольно сложной структурой... А я люблю такую сложность.

В этом смысле, "Семнадцать мгновений весны" меня даже несколько разочаровал. Безусловно, это гениальный фильм, но гениален он отдельными сценами (из которых он, собственно, и состоит). Тихонов - Дуров, Тихонов - Плятт, Тихонов - Броневой, Табаков в роли Шелленберга, всё это можно вырезать и вешать на стенку. Но дело в том, что этот фильм очень длинный. Пожалуй, я ни разу не видел его целиком (хотя, возможно, сумма отрывков, которые я видел, составляет в итоге цельное произведение). И мне всегда казалось, что там, потом, будет какой-то хитрый выверт сюжета, гениальный твист, который придаст смысл всему происходящему. Тонкая игра, благодаря которой Штирлиц поимеет всех фашистов, что-нибудь в этом роде. А этого-то твиста там и нет. Я потом даже книжку Юлиана Семёнова прочёл, специально чтобы узнать, в чём же фишка, и там тоже ничего подобного не было.

Поправьте меня, если я не прав, но сюжет "Семнадцати мгновений..." следующий. Советское начальство сообщает Штирлицу, что кто-то из нацистского руководства ведёт сепаратные переговоры с американцами, и поручает ему эти переговоры сорвать. Штирлиц узнает, что переговоры ведут люди Гиммлера, поэтому он стучит на него Борману. Переговоры сорваны. Помимо этого, есть сюжетная линия, связанная с радисткой Кэт, её родами, арестом, побегом и последующим спасением. Да, оставшийся без радиста Штирлиц пытается установить новый канал связи через Швейцарию, для чего вербует профессора Плейшнера и пастора Шлага. Профессор забывает о конспирации, натыкается на немецких агентов и кончает жизнь самоубийством, а у пастора всё получается.

Всё остальное - атмосфера, музыка, стиль, актёрские работы. Но не сюжет, не идея, понимаете? И катарсиса нет.

При этом, в "Семнадцати мгновениях" литературная основа крепкая, а в "Варианте "Омега"" - слабая ("Операция "Викинг""). Но каким-то образом "Операция "Викинг"" уже содержала в себе намёк на будущую сложность фильма, и авторы "Варианта "Омега"" её каким-то образом разглядели и вытащили наружу. Чем я уже удивлялся-восхищался.

Это не вопрос о причинах популярности "Семнадцати мгновений весны" или относительной неизвестности фильма "Вариант "Омега"". Повторюсь, "Семнадцать мгновений..." - фильм гениальный, и он о жизни, ну и о проблемах людей, которые этой жизнью живут.
Previous post Next post
Up