14

May 10, 2011 16:41

14. И ещё один, наверное, последний пункт. Американцы пиздец как прагматичны. В этом смысле, их подход можно трактовать, отталкиваясь от схемы Крылова. И именно на это делать упор в анализе нашего культурного артефакта. Американский вопрос - чем мне поможет та или иная эмоция? Для чего? Зачем? "В западной этической системе прошлое не довлеет над настоящим; поведение субъекта определяется его возможными целями; это и есть та самая свобода, которой нельзя мешать".

Ненависть может помочь в схватке один на один, или отряд на отряд, допустим; хотя американский автор и это подвергает сомнению. А может ли она аналитику? Политику? Или разведчику, работающему во вражеском лагере? Ненависть затуманивает разум. Как в анекдоте: Штирлиц едет на машине и видит голосующего Мюллера. "Чтобы я подвёз этого фашистского выродка, этого закоренелого подонка?" - думает Штирлиц и проезжает мимо. Едет дальше - опять видит голосующего Мюллера. "Чтобы я подвёз этого палача, на руках которого кровь тысяч невинных людей? Да за кого он меня принимает?" Едет - и видит, снова Мюллер стоит. "Кольцевая" - подумал Штирлиц.

Ненависть не помогла бы Майклу Дугану работать в Японии. Поэтому он решил её не испытывать. Ненависть разрушает маскировку. Ненависть выдаёт себя в голосе и языке тела, во взгляде. К тому же, постоянная ненависть вредит здоровью и психике, это же отрицательная эмоция. Или как? Но ведь можно носить тёмные очки! - сказал бы Штирлиц. Но ведь можно время от времени проводить боевые акции и мочить врагов! - сказал бы Вайс. Ага, конечно.

Главный герой, живя в Японии и притворяясь японцем (супершпион!) умудрился достичь высот в японских боевых искусствах. Единство разума, тела и духа, так? Никакой японский сенсей его не разоблачил, потому что нечего было разоблачать. Абсолютная чистота помыслов. (В книге и фильме "Вариант "Омега"", майор абвера Шлоссер, наблюдая за учебным рукопашным поединком курсантов диверсионной школы, сделал вывод об их характере и окончательно понял, кто из завербованных военнопленных сохранил верность своей Родине и перебежит обратно, стоит только послать его в Россию. В книгах это всегда так.)

Поэтому американцы говорят - раз ненависть нам не поможет, может, ну её к черту? И вообще, если верить фильму "Месть ситхов", от злости глаза жёлтыми становятся, потом тёмные очки приходится покупать.

А в советских книгах ненависть нужна была для того, чтобы продемонстрировать преданность героя идеалам правильной стороны конфликта. Это Восток, скорее. Ограничение, самоконтроль, доспехи под маской, сердце под доспехами.

[И поэтому я говорю, что фильм "Семнадцать мгновений весны" о другом. Хотя бы потому, что Штирлиц в фильме тоже демонстрирует "абсолютную чистоту помыслов", и никакие очки ему не нужны. Опять же, не могу не процитировать анекдот, ну тема такая: Штирлиц посмотрел на Мюллера своими честными голубыми глазами. Когда он врал, его глаза становились карими и колючими.]
Previous post Next post
Up