Я нашёл ещё один фантастический рассказ, который долго искал. (Потом можно будет сделать подборку - фантастические рассказы из детства, которые на меня повлияли.) В данном случае, речь идёт о рассказе "
Спасите Галю!" - Кир Булычёв, 1990 год. Судя по
отзывам, люди делятся на тех, кого вставило, и тех, кто не воткнул. Меня вставило, ещё как. Кир Булычёв тогда выдал мощный закос под Лазарчука или Столярова, показав, что на поле "
турбореализма" он может играть не хуже молодых. Хотя, конечно, эпизод со стариком и сгущёнкой чисто булычёвский...
Да, те, кто пишут, что это банальный рассказ про экологию и про то, что её нужно беречь, точно ничего не поняли. Во-первых, речь о всей нашей стране и нашей истории, не зря в рассказе упоминается и Гражданская, и Великая Отечественная. А во-вторых, экология - это то, что там внутри.
***
По длинной цепочке ассоциаций, я вспомнил один свой сон; мне повезло, что я рассказал о нём
arishai по аське, так что лог сохранился.
Gest:
Я как-то читал на Википедии об одном мысленном эксперименте... называется, "
Китайская комната".
Автор хотел опровергнуть концепцию искусственного интеллекта.
Он предложил следующую ситуацию.
В комнате сидит человек, не знающий китайского.
Но у него есть набор иероглифов, и список инструкций неограниченной сложности.
Снаружи комнаты находится китаец, который может передавать в комнату записки.
Человек сверяется со своими инструкциями, и, в зависимости от того, какие иероглифы к нему пришли, он посылает в ответ тот или иной набор иероглифов.
Инструкция составлены так, что китаец снаружи считает, что имеет дело с другим китайцем, и они разговаривают. То есть, "Китайская комната" проходит тест Тьюринга.
Так где же тут интеллект? - спрашивал автор мысленного эксперимента.
Человек внутри не знает китайского, он просто действует по инструкции.
И компьютер работает точно также. Даже если он говорит с нами, даже если он отвечает нам, даже если у нас в какой-то момент возникнет иллюзия, что мы имеем дело с разумом, компьютер никогда разумным не станет. Это просто идиот, выполняющий инструкцию.
Конечно, я с этим автором не согласился.
Мне об этом даже сон приснился :).
arishai:
>> Так где же тут интеллект? - спрашивал автор мысленного эксперимента.
э, а у чувака в комнате нет интеллекта?
он не просто действует по инструкции, это же язык, всё равно срабатывает та часть мозга, что отвечает за лингвистику
и человек при этом обучается
именно это признак интеллекта - делать из всего выводы
о которых никто не просил
компьютер их, конечно. не делает
ему не надо
интеллект - это обучаемость, которую не отключить :)
(...)
Gest:
А я думал о тексте инструкций.
Ведь если, по вводной, инструкция создаёт полную иллюзию китайца, значит, мы должны принять, что личность какого-то реального китайца могла быть превращена в программу. Потому что "комната" должна уметь поддержать разговор и о любимых песнях, и о детских воспоминаниях, и о политических пристрастиях. А это уже качества личности.
Нет ведь усреднённого ответа в разговорах о кино, например.
arishai:
Да, то, что такие инструкции вообще невозможны, это понятно
Gest:
Значит, где-то в инструкции скрыты и эстетические пристрастия, и полная биография...
Но, конечно, про язык я тоже думал :).
Автор эксперимента говорил о китайцах, потому что нам кажется, что у них всё просто - иероглиф за иероглифом, и готово высказывание. Не надо склонять и спрягать. Но на самом -то деле, китайский - это язык, а не набор иероглифов, там есть свои правила, это не так-то просто :).
Понятное дело, что это всего лишь умозрительный пример.
Меня, например, сразу заинтересовал вопрос, что ответит "комната", если спросить её: "А что если я скажу, что ты не человек, а всего лишь набор инструкций, написанных на карточках, которые сортирует рабочий, не имеющий никакого представления о смысле слов, которые ты произносишь?"
(...)
arishai:
>> Автор эксперимента говорил о китайцах, потому что нам кажется, что у них всё просто
О.о
мне никогда так не казалось
да, правила, плюс ещё интонация - и, наверное, и интонационные знаки должны быть
Gest:
Ну ответы-то в письменной форме, у них там как бы чат.
arishai:
да всё равно
не бывает языка без правил
хотя автору эксперимента, может быть, так и не кажется
не знаю
>> Меня, например, сразу заинтересовал вопрос, что ответит "комната", если спросить её: "А что если я скажу, что ты не человек, а всего лишь набор инструкций, написанных на карточках, которые сортирует рабочий, не имеющий никакого представления о смысле слов, которые ты произносишь?"
"Пошёл ты!!!", - она ответит. :)
Gest:
Я как раз с тобой согласен :).
Но интересно было бы посеять в "комнате" экзистенциальное сомнение, правда? :D
Потом, в качестве доказательства своих слов, можно попросить её описать своё окружение, разглядеть в нём какие-то мелкие детали...
Поставить простой физический эксперимент :D
arishai:
>> Поставить простой физический эксперимент :D
комнате повезло, что не ты её собеседник, а умозрительный китаец :)
но, что ты хочешь с ней сделать, и есть признак интеллекта :D
короче, я не верю, что чувак в комнате будет всегда следовать инструкции
людям становится скучно со временем :)
ещё один признак интеллекта: "а что, если..." :D
вообще, глуповатый эксперимент, эта китайская комната.
Gest:
Да :).
(...)
Gest:
Но, короче, мне на эту тему даже сон приснился.
Очень глючный.
Будто я присутствую на лекции какого-то профессора, который давным-давно в качестве эксперимента собрал сложную алхимическую конструкцию из колб и реторт.
Причём, он её давно всем показывает, кто-то из аудитории, какой-то старый знакомый профессора, шутливо спросил "А где шипучка?" - то есть, раньше всё это ещё шипело, пузырилось и переливалось из сосуда в сосуд.
Но суть в том, что "шипучка" была всего лишь бутафорией для красоты, а сама конструкция - настоящий шедевр алхимии. Нечто вроде искусственного организма из стекла и химических составов.
В итоге, я разговариваю с этим профессором, вроде как теоретически. И он говорит, что любая достаточно сложная конструкция в конечном счёте приобретает черты жизни и разума.
И что древние китайцы знали об этом, поэтому в своих алхимических экспериментах они дошли до какого-то предела и остановились.
И при этом профессор с опаской смотрит в небо (мы уже вышли из института), и говорит, что здесь не стоит разговаривать, надо пойти в другое, более безопасное место.
И я понимаю, что он всё-таки создал алхимический компьютер - разумный компьютер. И что этот мозг уже начал контролировать примитивные формы жизни, вроде птиц, летающих над крышей института.
И во сне я считал, что это-то и есть ответ на парадокс "китайской комнаты". Инструкция подобной сложности неизбежно станет квази-разумной, а приставленный к ней человек будет всего-навсего её инструментом, механическим слугой, помогающим передавать сигналы от "нейрона к нейрону", от карточки к карточки. То есть, комната овладеет человеком внутри.
Подобно тому, как созданный профессором алхимический прибор стал использовать птиц и/или профессора.
arishai:
ужаас.
Gest:
Да, жутковатый был сон :).
--------------------------------------
Если попробовать реконструировать логику тогдашнего меня... во сне... то речь шла именно о том, о чём говорила
arishai. Исполнитель, слепо следующий инструкции, неизбежно будет совершать ошибки. Эти ошибки будут накапливаться в системе, задавая этим ось её внутреннего времени, а следовательно, и создавая возможность для развития. Иначе система всегда будет реагировать одинаковым образом на одинаковые стимулы, не имея возможности создать новые смыслы путём перетасовки старых. А ведь, как говорят китайцы, "деревья цветут каждый год, но человек меняется".
--------------------------------------
arishai:
Про "Начало" рецензия: "В общем, если договориться считать нолановский фильм не фантастикой, а автобиографической драмой о том, что у зануд даже сны скучные, - это вполне себе выдающееся произведение."
А у зануд сны скучные?
Gest:
Не знаю :).
Меня называли занудой, а у меня сны яркие и сложные :).
arishai:
Значит, ты не зануда :)