так вот, если принять во внимание то, что я в прошлом посте процитировала про потребность в справедливости, и переоценить некоторые привычные вещи, можно сделать потрясающие выводы! Например:
1. Так как справедливость управляется не корой мозга, а более глубокими структурами - базальными ядрами, то вероятно, именно эта система управления эмоциями и поведением позволяет очень эффективно влиять на поведение детей в возрасте до трех лет. [Spoiler (click to open)] Справедливость, по исследованиям, связана с чувством социального отвращения, наверняка она так же связана с чувством стыда, который является реакцией на чувство отвращения, направленное на человека другим человеком. Наверное, именно полосатое тело мы можем "поблагодарить" за то, как сильно(и негативно) на маленьких детей влияет чувство стыда. Вероятно также, что этот механизм служит ответом на вопросы: "почему дисциплина, в том числе разделяющая, имеет сильное влияние на детей" и "почему бихевиористы, с их параноидальными правилами достигают определенных успехов в регулировании поведения маленьких детей".
2. Однако, благодаря исследованиям взаимосвязи между чувством справедливости и доверием, можно сделать вывод, что дисциплина и правила идут на пользу отношениям только тогда, когда они служат позитивным подкреплением и способствуют ощущению справедливости. ЛЮБОЕ наказание, разделение или лишение хорошего вызовет у ребенка ощущение несправедливости. [Spoiler (click to open)]Наш мозг так устроен, что если нам сделали плохо, это активирует ощущение несправедливости и вызовет острую эмоциональную реакцию.
А если у человека активировалось ощущение несправедливости - то он теряет доверие к окружающим, испытывает сильный стресс и избегает близких отношений.
Делаем вывод - любое правило, которое мы хотим ввести в жизнь маленького ребенка, должно быть приятным и улучшать, а не ухудшать жизнь ребенка. "Дисциплинарные взыскания" и "метод последствий" не помогут сформировать близкие отношения.
3. Позитивная дисциплина должна быть только первым шагом, а вовсе не основным методом воспитания. [Spoiler (click to open)] Во-первых, ребенок растет и развивается, развивается его мозг и развиваются более сложные способы взаимодействия и регуляции поведения. Очень недальновидно не использовать их, а делать ставку на глубокие и примитивные структуры мозга, взрывоопасные и плохо контролируемые корой. Во-вторых, ощущение справедливости является драйвером построения близких отношений, оно вызывает готовность к доверию и близости. Но одной справеделивости недостаточно чтобы построить близость.
Делаем вывод - правила и "границы" это способы взаимодействия, уместные для регулирования поведения только очень маленьких детей - от года до трех лет примерно. После возраста трех лет недостаточно аппелировать к правилам, даже к позитивной дисциплине, отношения с ребенком должны получать эмоциональное развитие.
4. Избыточные правила и практика любых наказаний, вызывающие чувство несправедливости, приводят к тому, что у ребенка формируется стойкое недоверие к взрослым, как к источнику несправедливости, а так же стойкое расстройство способности к близким и доверительным отношениям(т.е. нарушение привязанности)