Давно муссируется мысль о классической живописи - мол, устарела, не пользуется спросом. В пример приводят полотна Рембрандта. Не соглашусь.
Классика всегда была, есть и будет. Каждому времени присущи свои взгляды, интересы и прочее, прочее, но люди все равно будут возвращаться к классической музыке, поэзии, живописи. А как же иначе?
Вот и в фотографии. Да, сейчас есть огромные возможности серенькую фотографию представить с помощью графических редакторов, чтобы она наполнилась смыслом и притягивала взоры.
Маргарет Кортни-Кларк родилась в Намибии (1949), где она в настоящее время живет и работает. После изучения искусства и фотографии в Южной Африке она провела следующие четыре десятилетия, работая фотографом между Италией, США и по всей Африке. На протяжении всей своей карьеры Кортни-Кларк занималась проектами в Африке.
Ее возвращение в Намибию десять лет назад ознаменовало новый этап в ее карьере. Она выпустила множество отмеченных наградами книг (Steidl.de), а ее работы выставлялись и собирались по всему миру. В 2019 году она была включена в шорт-лист Prix Pictet, а в 2019 и 2020 годах - в премию современной африканской фотографии (CAP).
Серия Маргарет Кортни-Кларк «В клетке» - это поразительное исследование жизни в пустыне Намиб, где традиционно кочевая земля была огорожена и истощена. Последующая клетка домашних животных и даже растений для защиты их от хищников обеспечивает подходящую метафору для людей, которые все еще живут там.
LensCulture опубликовала наводящее на размышления интервью с Кортни-Кларк в 2019 году и в очередной раз признала ее работу премией Critics' Choice Award в 2022 году. Здесь она рассказывает о работе, которая только что получила награду:
Это продолжающийся проект по использованию ограничивающих, защищающих и демаркирующих клеток по всей Намибии.
Семилетняя засуха разорвала пустыню Намиб до костей. Широкая местность - земля, где кочевые бушмены и животные раньше свободно передвигались - теперь это земля, огороженная. Земля ограничена. Домашняя птица защищена от хищников, но другие менее вероятные кандидаты также сдержанны: щенок, две кошки в клетке на розовой жестяной ванне, собака и осел, запертые в параллельных плоскостях - оба заключены в тюрьму в своих ролях вьючных животных - один для людей, другой для своего помета.
Welwitschia mirabilis, эндемичные для пустыни Намиб и известные как живые окаменелости, также написаны в рамках учебных и исследовательских проектов Gobabeb для изучения опыления, а также для защиты их от бродячих лошадей, жаждущих питания в среде, лишенной многого другого.
Камень в клетке обращает внимание на отсутствующую траву, которую его ограждение должно было защищать от таких травоядных. Дождемер, его вертикальная геометрия резко контрастирует с неумолимым горизонтальным плато, был неактивен в течение многих лет. Гранитные горы Шпицкоппе возвышаются над равнинами пустыни - священным пространством.
«Я разбогатею». Франсуа Ури-хоб разводит голубей, чтобы поддержать своих братьев и сестер после того, как его семья потеряла своих коз и ослов из-за засухи и браконьерства. Черное ранчо, Pos #3, Шпицкоппе, Намибия. 2017 © Маргарет Кортни-Кларк
Птица в клетке. Петушок Куку однажды спас жизнь человеку, потерявшемуся в густом тумане. Без воды и пищи он ходил в течение пяти дней и ночей, пока не услышал петушиный крик, сигнализирующий о присутствии жилища человека. Округ Уис, Намибия. 2014 © Маргарет Кортни-Кларк.
Трава в клетке No2. Клетка, предназначенная для защиты травяных видов от травоядных, стала нефункциональной, учитывая 7-летнюю засуху в Намибии. 2022 © Маргарет Кортни-Кларк.
Параллельные жизни. Собака Фердинанда Мацуиба Эбес. Опасаясь частого браконьерства животных, осел Сатана находится в клетке до захода солнца, когда его отпустят в вельд, чтобы пастись ночью. Округ Уис, Намибия. 2014 © Маргарет Кортни-Кларк.
Дыни Нара (Acanthosicyos horridus), необходимый источник пищи для людей Топнаар (ǂAonin), являются эндемичными для пустыни Намиб. Упас, река Куйсеб на юге, Намибия Январь 2017 © Маргарет Кортни-Кларк.
Ашанти Гайсес, родившаяся и выросшая в Хориксасе, переехала на юг со своим ребенком в поисках работы. Она тащит мешок картонных коробок с незаконной свалки на окраине Свакопмунда, чтобы построить свой дом в неформальном поселении ДРК. Свакопмунд, Намибия Март 2014 © Маргарет Кортни-Кларк.
Ноев ковчег в песчаной буре Мобили Морина Эйхаса. Заповедник Гейнгу, Шпицкоппе, Намибия Июль 2018 © Маргарет Кортни-Кларк.
Менете Хисас со своей собакой Пендукой. Округ Омаруру, регион Эронго, Намибия Март 2015 © Маргарет Кортни-Кларк.
Готлиб («Бог есть любовь») Хатанаб Гасеб, он же Die vioolman (Скрипач) - музыкант-самоучка, который живет в отдаленном форпосте под гранитным массивом Дюрес. Он зарабатывает на жизнь игрой на скрипке на общественных свадьбах и похоронах. Tsiseb Conservancy, Намибия Декабрь 2014 © Маргарет Кортни-Кларк