Чем меньше страна, тем меньше о ней можно написать и тем меньше сфотографированных видов приложить к своему рассказу. Обычно даже самая маленькая особенность становится достоянием нации, о которой поспешат рассказать все блогеры. На самом деле, такие страны, как Сан-Марино, обычно посещают "для галочки" - чтобы написать скучный отчет и больше в страну не возвращаться. Я не буду оригинальным и предложу вашему вниманию шаблонное описание того, что уже десятки раз было описано до меня.
Сан-маринцы до сих пор с энтузиазмом рассказывают байки об объединении Италии и подвигах дядьки Гарибальди, именем которого названа добрая половина всех железнодорожных вокзалов Апеннинского полуострова. Среди множества независимых княжеств, вдруг пожелавшим объединиться, только оно одно проявило упорство, и в результате оказалось окружено со всех сторон Италией.
Карлик карлику рознь! И если при беглом взгляде на карту они выглядят едва заметными точками, то при использовании лупы начинают быстро расти и соперничать друг с другом. Сан-Марино, например, может стать просто огромным - он превосходит по площади
Монако в 30.2 раза! Но в 2.6 раз меньше Лихтенштейна, 5.2 - Мальты, 7.7 - Андорры. А
Люксембург после таких вычислений вообще рука не поворачивается назвать карликом: он больше Сан-Марино в 42.4 раза, и больше Монако в 1280.5 раз!
Любовь туристов к крошечным и "ювелирным" странам вызвана теми же эмоциями, что и любовь женщин к ювелирным украшениям. Чем меньше страна, тем больше ее деталей и крайностей хочется рассмотреть. А россиянам - жителям самой большой страны - вдаваться в крайности хочется еще больше. Видимо, ощущение, что Сан-Марино в 280.3 тысяч раз меньше их родины, совсем срывает головы. А минимальные налоги с покупок тех же самых украшений заставляют чесаться руки в предвкушении удачного шопинга.
На самом деле, туристы забираются только на вершину сан-маринской горы, которая по совместительству является главным историческим и культурным центром. Сюда, в пятисотлетние каменные здания, по современной европейской традиции, умудрились впихнуть кучу магазинов китайского сувенирного барахла, которые привлекают людей больше, чем сами исторические ценности. Стоит чуть спуститься с горы, и ты попадаешь в тихую сан-маринскую "провинцию", где ощущается недостаток даже в самих местных жителях.
Чем меньше страна, тем проще связать ее автобусными и железнодорожными веткми. Однако, как показывает практика, богатое население карликовых стран практически не нуждается в общественном транспорте. У каждого есть чуть ли не личный автопарк, состоящий из интересных и раритетных экземпляров. Время от времени владельцы устраивают демонстрации с целью других посмотреть и себя показать. Туристы же не перестают думать, что все происходящее делается исключительно для них.
В общем-то из всего транспорта в стране остался только фуникулер, и тот используется в экскурсионных целях - доставлять группы туристов до вершины горы. В Средневековье иноземным посетителям нужно было преодолеть гораздо более трудный подъем наверх - по отвесным скалам, и в добавок увернуться от громады камней, стрел и горячей смолы, льющейся сверху. Из тех баталий неприступность выросла в независимость.
Но вся эта обособленность выглядит не более чем формальностью, особенно с учетом близости к окружающей Италии. Здесь все еще такая же культура, как в Италии, и люди говорят все на том же итальянском языке. Путешествуя по миру и представляясь попутчикам, они говорят, что приехали из Романьи - ближайшей области Италии. Однако, невнимательные собеседники тут же путают ее с Румынией, чем обижают сан-маринцев. Может быть, самоидентификация по территориальному признаку им и не нужна, а для счастья достаточно просто жить на родной горе?