Нуку-Хива. Новый Год в деревне.

Jan 01, 2012 12:00


Как не назвать деревню деревней, если ее жители каждое утро просыпаются с криком петухов? Каждое утро, кроме первоянварского, потому что в предстоящую ночь никто особо не ложится. Это не Рождество, не семейный праздник, это массовое гуляние, приуроченное смене одной циферки в обозначении года. А петухам, курицам, индюшкам все равно, они арифметики не обучены. Да еще и в тропиках, где почти нет разницы между летом и зимой. Поэтому они, наверное, и набрались смелости и хаотично расселились по всему острову, поросшему джунглями. Вот оно как, идешь по джунглям, а там вместо макак - орут петухи. Ну смех да и только!



К слову, настоящие джунгли здесь нужно еще поискать. Деревня дает о себе знать - и все клочки земли вокруг себя люди приспосабливают под плантации бананов, кокосов, манго. В лесу можно даже случайно наткнуться на мирно пасущихся свиней, привязанных веревочками к деревьям. А до кур людям уже все равно - на них даже не охотятся. Кто знает, может, дикие они и не такие съедобные, как кажется?


Последний день старого года - и ничего не предвещает праздненства. Люди заняты своей обычной сельской работой. У кого нет фермы, все равно пытаются добыть какую-нибудь еду. Девочки ныряют в океан и вылавливают морских ежей. Потом им сломают все иголки, расколют панцирь и съедят всей семьей. Из каждого из шариков размером с кулак получится по две столовые ложки оранжевой слизи, по вкусу напоминающей сырое яйцо с сахаром. Так его и едят, не приготавливая, просто прополоскав морской водой. Сладко-соленое сырое яйцо получается. Местный деликатес.


И уже после обеда сытые туземцы идут на берег океана, где сливаются с лоном природы. Маркизские острова не балуют белоснежными пляжами, потому что имеют вулканическое происхождение. Весь песок здесь черный. Зато горы образуют множество маленьких труднодоступных заливчиков, на которых местные дамы не стесняются загорать топлесс. Правда, не все, а только те, кто имеет фигуру Гомера Симпсона.


Днем поселки выглядят достаточно пусто. Жара и влажность не позволяют долго находиться на солнцепеке. Люди предпочитают выбирать продувные места, в теньке, на берегах тропических речек, спадающих с высокогорных районов центра острова. Туристов здесь практически нет. Относительное большинство составляют лишь яхтсмены, переплывающие океан, и нашедшие временное прибежище в уютных бухтах острова.


Наступает вечер. И люди постепенно оживляются. Фермер Маууй, закончив постригать лужайку, кормить свои 15 свиней, а также съездив за чистой родниковой водой в соседнюю деревню, возвращается домой. Там собирается его семья и друзья, и в небольшом дворике они общаются, шутят, слушают музыку и пьют Хайникен.


С наступлением темноты вся деревня приходит на центральную площадь, где уже приготовлена крытая разукрашенная площадка со сценой, столиками и едой. На сцене начинаются танцы. Сначала показательная программа, потом конкурс среди зрителей. Публика за столиками с наслаждением следит за происходящим и пьет Хайникен. По-моему, человечество еще не придумало иного способа празднования больших событий, кроме как едой и танцами.


Незаметно подкрадывается торжественный момент смены года. Здесь нет традиции открывать шампанское и пить его под счет оставшихся секунд. Так делают некоторые, но не все. В самый торжественный момент люди чокаются тем, что у них налито, и сразу пускаются в пляс. "Праздник в сельском клубе" подходит к своей кульминации, и начинается большая громкая дискотека. Звучит в основном регги - самая популярная музыка на острове, но иногда ее разбавляют европейской попсой и традиционными таитянскими мелодиями. Пляшут и стар и млад - здесь нет ограничения по возрастам.


В 4 утра дискотека заканчивается, но молодежь это не останавливает. Все отправляются на самоорганизованную "афтепати на пляжу". Городским жителям она может показаться скорее "афтепати за гаражами" - но что уж тут поделать, если гаражи в деревне находятся на пляжу. Туда съезжаются на фургонах с открытым кузовом, встают в круг, образуя большое просторное место для танцев посередине. У каждого в кузове есть свой холодильничек с Хайникеном и аудиосистема с собственным диджеем. Общение и танцы продолжаются до восхода, когда вынужденные скрыться от испепеляющего солнца люди собираются домой.


А на следующий день в деревне господствует безмятежная сонная атмосфера. И без того тихое место полностью опустошается - люди отсыпаются после празднования чтобы 2 января с новыми силами вернуться к работе. В целом, ничего особо уникального в деревне за эту ночь не произошло. Европеизация напакостила и тут - и празднование Нового Года на отдаленном полинезийском острове стало слабо отличимо от того же празднования в деревне Большой Луг Иркутской области.


В Новый Год принято подводить какие-то итоги, оценивать этот отрезок времени с тем, чтобы потом начать все с нуля. Я тоже могу составить список новых посещенных стран, или достижений на работе, или добрых дел, или выпитых бутылок пива. Но надо ли это, если все, что происходило за год, было позитивным? Зачем подводить под этим черту и устраивать соревнование среди годов "чтобы наступивший стал лучше"? Если жизнь течет плавно, тебя все устраивает, и ты не хочешь конца, то и барьеры (да еще и между постоянными отрезками по 365 дней) ставить не нужно. Веселье весельем, традиции традициями, но фактически этот праздник - лишь смена одной циферки в обозначении года. Так что с двоечкой всех нас!

Французская Полинезия, Маркизские острова

Previous post Next post
Up