В лесах предгорий Гималаев - там, докуда доберется не всякий смертный, но и не настолько делеко, чтобы быть им забытым, живет группа тибетских монахов. Простые люди попадают сюда с желанием выйти из круга сансары. Следуя правилам буддизма, они надевают красную робу, перестают есть мясо и поют мотивы каждый вечер. Но со временем, становится понятно, что путь к просветлению гораздо более сложен, и в этой жизни достичь его вряд ли удастся.
Если говорить упрощенно, цель буддиста - достичь просветления, выйти за рамки человеческой жизни со всеми ее социальными ограничениями. Поэтому первый шаг, который делают монахи - это отречься от соблазнов цивилизации, которыми грешат все остальные люди. Шаг оказывается непомерно сложен для большинства, и следовательно, становится последним. Но тем не менее, буддисты продолжают верить, что рано или поздно какие-то из препятствий к просветлению все-таки уйдут без их непосредственного участия. Для этого они пишут особые слова на разноцветных флажках и крепят их к веревкам, раскачиваемым ветром. Считается, что ветер "сдувает" препятствия с человека, написавшего слова на флажке.
Если сразу поставить неподъемную цель перед новичком, он сломается, станет бояться и даже не начнет к ней двигаться. Ставить задачи нужно постепенно, при том не всегда объясняя их предназначение ученику. Следуя этому принципу, при монастыре в Намо Будде открыта школа. Сюда берут ребят самого раннего возраста и обучают классическим предметам - математике, географии, письму. Казалось бы, зачем будущему будде быть знакомым с точными науками? Просто так его готовят на случай "побега". Вдруг он через какое-то время решит сойти с монашеского пути и вернуться в мирскую жизнь.
На самом деле, монастырь работает как интернат. Набирает детей, селит их в отдельных домах, обучает, а позже помогает с работой. Родители, отдавая ребенка, может быть, совсем не верят, что он станет в итоге монахом - но образование получит! Сам ребенок попадает из зачастую бедной семьи в круг старших братьев, где он сможет жить в благополучной атмосфере, общаться с новыми друзьями, и помимо молитв и школы, играть в футбол. Детям в монастыре даже разрешено смотреть телевизор и иметь свои айпады!
Каждый день в монастыре находятся порядка двухсот человек. Кто-то учится, кто-то учит, кто-то работает на соседних полях, кто-то варит еду, кто-то чинит крышу. Из обязательных мероприятий, четко прописанных в расписании, есть практика танца лам. Изначально, еще в 8 веке, этот танец символизировал устранение препятствий к просветлению - так же, как и флажки. Но спустя годы, он утратил это значение, став просто забавной традицией. Монахи танцуют ламу только два раз в год - на праздник Тибетского Нового Года.
И обязательно три раза в день монахи собираются в главном храме монастыря на молитву. Тибетские молитвы имеют мало схожего с христианскими. Главное отличие - это музыкальность. Буддисты не просто произносят слова, они
поют их, меняя ритм и тональность. А чтобы голос не стал хрипеть от полуторачасового непрерывного пения, у "певцов" принято пить горячий чай с молоком.
В принципе, попасть в монастырь может любой человек. Thrangu Tashi Yangtse - это только непальская его ветвь. Кстати, весьма молодая и новаторская. Помимо филиалов в других странах, у него есть даже своя страница в
фейсбуке. Так что если хотите, чтобы ваши дети попали в затеряный тибетский монастырь, надо начинать искать информацию в общедоступном интернете! Только если что, я вам ничего не говорил...
Другие посты о Намо Будде: