Лиссабон. Извилистая крутизна.

Dec 22, 2012 04:22


Самый западный, самый старый и самый теплый город Европы - одним словом, не город, а сказка! Сказка - в смысле, мечта, в смысле гаранта добра, защиты от злых персонажей. Тоже сказочных. Но если злые сказочные персонажи живут преимущественно в Скандинавских странах, то добрые улетают вместе с феями на юг - в Португалию и ее главный город Лиссабон.



К слову, я всегда был категорически против утверждения, что Европа маленькая. Взяв все тот же Стокгольм, и проложив прямой авиа-перелет от него до Лиссабона, получится более 2,5 тысяч километров - это больше, чем от Москвы до Новосибирска. А между тем, далеко не все москвичи представляют, где находится Сибирь и едва ли когда-нибудь дотуда доберутся.



И разделяют Лиссабон со Стокгольмом не только расстояния. Эти две европейские столицы в одно и то же зимнее время года выглядят кардинально противоположно. Тьма противопоставляется солнцу, темные дракуло-подобные замки противоположны белым домам с красными крышами. А теплый по-зимнему ароматный глёг (шведское вино со специями) совсем не похож на освежающую сангрию (холодное вино с водкой и свежими фруктами).


Несмотря на безумно позитивное настроение города, Лиссабону есть что вспомнить из своей печальной истории. Судьба Лиссабона извивалась на протяжении времени от хорошего к плохому. И самое плохое произошло только один раз, в 1755 году, гогда весь город был до основания разрушен землетрясением, пожаром и цунами. Но человечество учится на ошибках - не важно, своих или природных, и найдя причины возникшей проблемы, пытается ее преодолеть в будущем. Так исследования возникновения подземных толчков в 18 веке повлекло началу новой науки - сейсмологии.


И извилистый путь эволюции сегодня повторяют пути лиссабонского трамвая - символа города. Проектировщики выбрали именного его из-за холмистого ландшафта города - ведь как известно, весь "рогатый" транспорт очень хорошо переносит перепады высот - как троллейбус, так и трамвай. Но Лиссабон сложно представить с троллейбусом, неповоротливо выруливающим по узким наклонным переулкам.



Лиссабон, по логике вещей, должен выглядеть новым городом - каждому зданию по 200-250 лет. Во время его вынужденной перестройки другие столицы Европы обрастали помпезными дворцами, как Петербург и Вена, разделенными широкими улицами и площадями. Такие архитектурные решения появились и в Лиссабоне - той равнинной его части, что расположена близко к морю. Но холм с замком, исторически тоже разрушенным, видимо посчитали не совсем подходящим для столичной архитектуры, и восстановили как и был - хаотично! Теперь он, как и прежде, выглядит нагромождением белых стен и красных крыш.


Такие города, как Лиссабон, нужны Европе - они служат ее обогревателями в зимнее время. Пусть внешний долг Португалии тянет Евро-валюту вниз, но ведь можно это посчитать платой за солнце. Как хорошо иметь берег и пальмы, зеленые круглый год. Как хорошо иметь павлинов, щиплющих травку на газонах города даже в декабре! Любой стране нужен в какой-то мере город сад! Город-сад с извилистыми улочками-тропинками.


Другие посты о Лиссабоне (разные поездки):


  • Люди (ноябрь 2013, стрит-фото)

  • Фактура (ноябрь 2013, фото деталей)

Португалия

Previous post Next post
Up