Радуга над Мачу-Пикчу - это не просто красивое погодное явление, а еще и мистический символ города и всей империи инков. В их мифологии он был присущ богу Солнца Инти, который по легенде являлся отцом первых инков, посланных во владения богини Земли - Пача-Мамы, чтобы построить самую могущественную цивилизацию. И всего за несколько десятков лет им первыми удалось то, чего никто больше не повторял на Американском континенте. Кем же на самом деле были эти дети Солнца?
Если у людей нет сильного лидера, они никогда не смогут развиться в сильную нацию. Вместо этого они будут собираться в группы враждовать между собой. А чем условия жизни хуже, тем тяжелее и кровожаднее будет война. К 15 веку, слабые и разъединенные индейские племена, населявшие американские горы и пустыни, из-за несладкой жизни едва сводили концы с концами. Опасаясь набега соседа, они строили каменные крепости высоко в горах, где в отсутствии полей вынуждены были строить ступенчатые террасы для выращивания кукурузы, картофеля и других съедобных растений.
Видимо поэтому боги, смилостивившись над индейцами, решили послать на землю своих наместников - тех, кто сможет взять бразды правления в свои сильные руки и таким образом подсластить жизнь человечеству. Было бы наивным полагать, что инки начнут размножаться быстрыми темпами и скоро вытеснят все остальные племена. На самом же деле, они представляли собой только одну прослойку древнего общества - привилегированный класс, который стоял выше наголову всех остальных, относительно равных сословий.
Сначала, обустроившись своей небольшой общиной в Куско, инки жили тихой и спокойной жизнью. Боги дождя и солнца обеспечивали благодатную погоду для сельского хозяйства. Пача-Мама заботилась о плодородных почвах, помогала с посевом и уборкой урожая, а также увеличивала поголовье лам, которых инки использовали для транспорта, производства одежды, а по праздникам приносили в жертвы. Постепенно они добились успехов в домашнем хозяйстве, чем вызвали уважение соседних племен. Вместо нее могла бы быть и зависть, но видимо, люди не могли пойти против богов, покровительствовавших инкам.
Преимущество инков было еще и в том, что они не придумали новых богов и никому не навязывали свою веру. Их духовные ценности уже были близки к народу. Индейцы видели богов во всей окружающей их природе: в скалах, пещерах, реках. Строя дом из камня или возделывая поле, они были ведомы своим внутренним голосом, а также верили, что он был послан им с неба. Таким образом, у каждого индейца появлялись свои святые места, в которых они искали одухотворение. Инки поступали так же, и будучи сами божескими наместниками, имели большой авторитет у остальных индейцев.
Инки, возможно, первыми на Американском континенте стали заменять оружие словом. Пользуясь поддержкой всего пантеона богов, они несли знания за пределы своих владений. Не имея дефицита в продовольствии, они укрепляли армию, чем создавали неплохое подспорье для своего авторитета. Подчиняясь инкам, индейцы не только мирно соглашались с их принципами, но и дополнительно находили защиту. Инкская армия играла роль скорее политического оружия, хотя иногда им и приходилось вступать в бои.
Развив свою империю, наладив в ней мир и порядок, инки стали самой могущественной цивилизацией в Америке и первыми вступили в бронзовый век. Центр империи находился в Куско, и был застроен дворцами ее правителей. Одна из резиденций была вынесена в Священную долину, и сегодня она известна как Мачу-Пикчу. Величественный город с просторными домами и широкими террасами был создан для детей Солнца и играл роль поистине божественного и святого места.
Откуда на самом деле пришли инки - истории не известно до сих пор. Как им удалось построить свое государство так быстро - с точностью никто не ответит. Но ясно одно - во всех их действиях был хороший расчет, учитывающий особенности территории и обычаи народов, их населявших. Инки смогли создать систему, действовавшую века после свержения их испанцами. Даже при колониальном господстве, народы современных Перу, Боливии и Чили не смогли избавиться от прежних привычек, прежде всего, в строительстве, сельском хозяйстве. Они не смогли отойти от культурных ценностей, и до сих пор носят традиционные одежды, говорят на языке кечуа. Они не чувствуют себя чужими на отобранной территории и наверняка еще не потеряли надежду на возрождение великой империи. Кто знает, может когда-нибудь незабытые боги спустят на землю своих новых наместников?
Другие посты о Мачу-Пикчу и Священной долине: