Брайтон-Бич. Посмотрим правде в глаза.

Apr 04, 2013 00:02


Любой русскоговорящий гость Нью-Йорка считает обязательным пунктом своей программы проехаться от шумного Манхеттена в сторону пляжа - до Брайтон-Бич. Здесь традиционно проживают выходцы со всего пост-советского пространства. Едут сюда не для того, чтобы погрустить о родине, встретить единомышленников или поесть пельменей. Едут сюда чтобы поглазеть на русские вывески и вымирающий вид людей - "выходцев из девяностых" - таких персонажей, которым не хочется показывать, что ты сам из России - потому что стыдно станет.



Все посетившие Брайтон-Бич сразу же отмечают обилие русской речи, доносящейся отовсюду. И это факт - чем больше иноземцев, тем больше они ратеют за свой иноземный язык и тем больше ленятся учить какой-либо другой. И это верно для русских, китайцев, итальянцев, мексиканцев. Исключение составят, пожалуй, лишь евреи - но у них это в крови: будучи в изгнании, им тысячи лет приходилось приспосабливаться к чужим культурам и опровергать упреки о собственной неполноценности.


Вместе мы сила! - скажут китайцы или евреи и поселятся в одном районе, сделав его маленькой частичкой своей родины. И чем больше будет в нем жителей, тем сильнее у них чувство самоидентификации, тем меньше они будут бояться быть изгнанными уже из этого места. Посмотреть на китайцев: чайна-тауны есть в каждом большом американском городе. Пусть только попробует правительство выгнать одних - так сразу ополчатся все остальные, выйдут на демонстрации, устроят забастовки. Русским не свойственна такая сплоченность. Подавляемые завистью, они селятся отдельно и борятся каждый сам за себя. В этом смысле, Брайтон-Бич - уникальный район - здесь набралось достаточно русских, чтобы построить пару магазинов и открыть свой микро-бизнес. И каждый из этих магазинов имеет свою популярность в интернете. Фотографии вывесок "Рембыттехника", "Мосвидеофильм", "Дом книги Черное море", "Посылки Телефон Телеграф" считает необходимым разместить у себя каждый блогер.


Но к сожалению, вывесками на кириллице все заканчивается. Владельцы магазинов просто хотят рекламы на русском - чтобы народ шел - а о сохранности культуры думают в последнюю очередь. Если снова сравнить Брайтон-Бич c китайским кварталом, то у китайцев сразу бросится в глаза четкая организация. Здесь есть и памятник Конфуцию, и парки с пагодами, и газетные автоматы на китайском языке, полностью переведенные указатели улиц. А что говорить о знаменитых китайских магазинах и китайских ресторанах? Кажется, не будь их в Америке, доля сферы услуг в ВВП страны упадет на треть! Более того, мысли о китайцах приходят на ум в первую очередь, когда говоришь об импорте культуры. Еда, фильмы, боевые искусства, фэн-шуй, даже древние мудрости (пусть, они и пишутся на бумажках и кладутся в печенье) - все это уже прочно вошло в повседневную жизнь любого американца. А что говорить о русских? Единственный стереотип, где мы "не подкачали" - это мафиози - спасибо волне эмиграции братков из девяностых.


А вообще, эмигранты из Советского Союза есть везде. Я общался с группой таких людей, когда жил в Сингапуре - и с удивлением узнал, что время для них остановилось на девяностых - в речи, одежде, музыкальных пристрастиях. Да и зачем так далеко смотреть - в той же Эстонии, после развала Союза, до сих пор остались десятки тысяч "серых паспортов". Люди за 20 лет не удосужились выучить эстонский язык - а ведь это чуть ли не единственное требования для получения эстонского гражданства. Сейчас эти люди формируют мелко-криминальную прослойку Прибалтики - грубо говоря, местные гопники. В России таких уже встретишь не везде, а в спальных районах Таллина - запросто!


Еще одно наблюдение приезжих в Брайтон-Бич касается панельной застройки. Москвичи сразу узнают в этом районе свое Алтуфьево, питерцы - Озерки, а жители других обл.центров - свой микрорайон Первомайский, Ленинский или Кировский. На самом деле, подобные коробки можно встретить и в других районах Нью-Йорка, и в других городах и странах. Единственный аргумент - что живут в них не самые состоятельные люди. То же самое можно сказать об уличной торговле. Сколько раз я встречал мнение, что на Брайтоне - застывшая перестройка, все продается и покупается как в России 20 лет назад - из мешка, ведра или внутреннего кармана пиджака. Но ровно такая же торговля есть во многих странах Азии и Латинской Америки. Это всего лишь показатель неразвитости экономики, перенесенный как вирус вместе эмигрантами в более развитую Америку. Но как любой вирус, он может быть убит подходящей вакциной.


Почему же все-таки жители Брайтон-Бич - "выходцы из девяностых" - это уже вымирающий вид? Потому что наступает действие той вакцины, изобретенной и введенной ими же самими. За 20 лет эмиграции появилось новое поколение русско-вмериканцев, гораздо более плотно интегрированное в жизнь за пределами Брайтон-Бич. Молодежь не хочет оставаться в девяностых, а целенаправленно шагает в новый миллениум! Люди старшего поколения вряд ли будут заставлять молодежь быть похожими на себя, понимая неопределенность собственных идеалов. Основной целью их жизнью при социализме был побег. Теперь цель осуществлена, ну а что делать дальше?


Другие посты о Нью-Йорке (разное время года):

США

Previous post Next post
Up