Море может повлиять на жизнь человека, в корне изменить его образ действия и даже подчинить себе его разум. И начинается все с разума, с мечтательной меланхоличности, рожденной наблюдением за морским прибоем. Мысли о дальних странах сменяются предвкушением прибыли и богатства, добытого легким путем: сесть на корабль и плыть к побережью каких-нибудь других, продолжающих мечтать людей. Так строятся великие морские державы, как
Венеция и Генуя. Так же они и разрушаются - когда приплывет кто-нибудь сильнее и проделает тот же трюк.
Кто живет на берегу моря, тот имеет возможность завладеть всем даже без больших территорий вокруг себя. Главное, чтобы главный город-порт был хорошо защищен. Если посмотреть на карту генуэзских колоний, то сложно представить, как такая, с виду разрозненная,
совокупность точек могла быть одним государством. С другой стороны, удаленные колонии в Крыму и Египте привносили в европейскую культуру много нового и необычного, подчас наполненного странным мистическим смыслом.
Порт и по сей день функционирует в Генуе и до сих пор притягивает одержимых морем людей - владельцев яхт, для которых в гавани зарезервировано какое-то безумное количество швартовочных мест. Это Лигурийское море, часть Итальянской Ривьеры, и показывать здесь свою состоятельность любят многие богатые иностранцы. Для народа есть паромный и круизный терминалы, притягивающий также и обезумевших капитанов этих гигантских судов. Отсюда начала свое путешествие печально известная Costa Concordia.
А территории у города Генуя как не было, так и нет. Дома приходится строить в несколько уровней, застраивая каждый метр склонов близлежащих холмов. Такая застройка характерна для Лигурии, и может быть встречена в других городках поменьше, таких, как в Чинкве-Терре. Под холмами проложены тоннели для авто и железных дорог, а по улицам ездят троллейбусы. Здесь так же, как в Симферополе верят, что троллейбусу гораздо проще штурмовать перевалы, чем остальным видам транспортных средств.
Построенные в тесноте дома жмутся друг к другу, создавая запутанные лабиринты узких ломаных улочек. Генуе такие районы нужны для поддержания имиджа портового города: опасного, злачного и продувного. А принцип прост, и даже не самими итальянцами придуман. Дать приезжему заблудиться, а затем ограбить его - так делали еще арабы, строя в Северной Африке свои города-лабиринты
медины - лучшее средство против захватчиков. Позже арабы наведывались во многие государства Италии и с относительным успехом захватывали их. Возможно, поэтому итальянцы переняли технологию, и применили ее к планировке многих других своих городов.
Порт дает городу жизнь, питает, одевает и привлекает свежую кровь. Порт служит источником развития культуры, экономики, научной мысли. Но что-то должно дать толчок для появления порта - и это море, и это горы, и это меланхоличные мечты теплой итальянской ночью. Не зря же море и воду называют колыбелью жизни...