Климент 17: цель человека - Бог

Jun 06, 2008 00:45

Второй эпиграф - из св. Иринея Лионского (Против ересей 4.38.3). В переводе прот. П.Преображенского он звучит так:
Человек же постепенно преуспевает и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо Несозданный совершен, а таков есть Бог.
В исправленном же виде вот как:
Человек же постепенно продвигается и восходит к совершенству, т.е. приближается к Несозданному, ибо завершением {или: конечной целью} является Несозданный, а таков есть Бог.
Тут фишка в том, что по-гречески (как, впрочем, и по-русски) «совершенство», teleion, того же корня, что и «завершение» («конец», «цель») - telos. Преображенский, признав общность корня за синонимию, придал утверждению тот смысл, что к чему, мол, и восходить совершенствующемуся как не к Совершенному по преимуществу. В исправленном переводе смысл резче и определеннее: смысл обОжения.
Этот оттенок важен не только ради точности, но и для смысла главы в целом. 

цель, Климент Александрийский, Бог

Previous post Next post
Up