Кант докритический: множество миров

Dec 06, 2024 12:42


«В подлинно метафизическом смысле представляется истинным, что может существовать более чем один мир

Так как нельзя сказать, что нечто есть часть целого, когда оно не находится в какой-нибудь связи с другими частями его (ибо в противном случае нельзя было бы найти, какое-либо различие между действительным соединением и соединением лишь воображаемым ( Read more... )

Кант

Leave a comment

Comments 34

lj_frank_bot December 6 2024, 09:43:26 UTC
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Наука, Религия.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

Reply

gignomai December 6 2024, 09:45:50 UTC

Скорее, философия.

Reply


kaktus77 December 6 2024, 11:30:47 UTC
==Так как каждая самостоятельная сущность полностью содержит в себе источник всех определений, то для ее существования не необходимо, чтобы она находилась в связи с другими вещами.

Анти-системная (и натуралистическая) логика.

Reply

gignomai December 6 2024, 11:40:23 UTC

А почему невозможна самостоятельность (суверенность, так еще можно сказать)?

Reply

kaktus77 December 6 2024, 12:02:13 UTC
Вне знания?
А если мы получили о ней знания, то, значит, она вошла в отношения с другими сущностями.
И никак не может быть вне связей и отношений.

По мыслить, конечно, что угодно можно.
Но существование с необходимостью предполагает отношения.

Reply

gignomai December 6 2024, 12:14:25 UTC

А, ну в этом смысле да. Это же Кант-метафизик, докритический. Он толкует, как и Лейбниц, о вещи независимо от знающего, как она сама по себе есть.

Reply


denparamonov December 10 2024, 09:32:38 UTC

Да, Крипке в вопросах "возможных миров" потолковее будет, чем Хинтикка, последнего вообще невозможно читать

Reply


kostiamark December 10 2024, 15:21:18 UTC

Множество миров возможно помыслить только при одном условии - невозможности метауровня. Т.е. , грубо говоря, над монадой нет метамонады. Отсюда вытекает очень странный принцип, опровергающий всяческий натурализм : монада должна быть абсолютно единичной, и будучи таковой, она неопределённо множественна. Это , вообще-то, идея и, соответственно, неразрешимые парадоксы в духе Платонова "Парменида". Современые космологи, которые , вероятно, Платона не читают, поэтому и изощряются в смешных натуралистических построени ях про Метавселенную и т.д.

Reply

gignomai December 10 2024, 16:22:50 UTC

Про современных я не знаю. А Кант исходил из монадологии Лейбница, в которой именно невозможность метауровня и предполагалась. У монады нет окон, нет выхода в мир вне монады, вся вселенная - это совокупность представлений этой монады.

Reply

kostiamark December 11 2024, 05:24:50 UTC

Ошибка Канта (см . Вашу цитату) в том, что между монадами он устанавливает отношения. Это логически невозможная вещь. Откуда они берутся, если нет метауровня?

С другой стороны....Если Лейбниц предполагал, как пишете, невозможность метауровня, как тогда он мог быть верующим? Любая религиозная онтология (по крайней мере монотеистическая) без метауровня обойтись не может. Вот материалистическая (например, ММК) - сколько угодно. А у верующих людей метауровень один- Господь Бог. И натурализм (научный, к примеру) оттуда растёт всеми корнями.

Reply

gignomai December 11 2024, 08:55:14 UTC

Ну, вообще-то, почему же не может быть отношения без метауровня. Вот мы с Вами переписываемся (отношение), а какой метауровень? Его можно мысленно достраивать, но это не необходимо.

А с Лейбницем, согласен, непросто. Дело в том, что у него есть наряду с собственно монадами (простыми) есть еще составные, составленные из монад, и так до бесконечности, каждая частица - мир. А Бог это тоже монада, но монада монад.

Я, честно признаюсь, с одной стороны, влюбился в его метафизику, с другой - так и не смог увидеть ее как логически связное целое.

Reply


kostiamark December 12 2024, 08:28:58 UTC

Вообще говоря. Проблема монад (монады) - это в новой упаковке старая проблема - проблема единого, и монадология её не решает, а только запутывает. Короче, Лейбниц заигрался. Но наметил решение этой проблемы в Новое время именно Кант, когда понял , что "единое не существует иначе чем через разрыв, раскол и т.д." (Ж.Л.Нанси "Лекции о Канте"), тем самым открыв путь Гегелю и прочим классическим ребятам (Как говорится, страшно далеки они от народа, но декабристы разбудили Герцена и всё завертелось)

Reply

gignomai December 12 2024, 08:47:44 UTC

Пока не понимаю, разберусь. Спасибо за наводку на лекции Нанси.

Reply

kostiamark December 12 2024, 09:27:57 UTC

У Нанси только то, что я процитировал.

Reply

gignomai December 12 2024, 09:56:48 UTC

Но его книга посвящена Канту, а мне нужно получить максимально общее представление о Кантиане.

Reply


Leave a comment

Up