Кант о телесном и духовном в человеке

Dec 12, 2024 13:29


Предчувствую, что мне не очень придется по душе зрелый, критический Кант, а вот докритический, с его живым воображением и замечательной способностью к систематизации - хорош. Из «Естественной истории и теории неба»:

«Деятельность размышления и освещаемых разумом представлений - утомительное состояние, в которое душа не может прийти без ( Read more... )

Кант

Leave a comment

Comments 6

laovietkor December 13 2024, 22:23:09 UTC

::Предчувствую, что мне не очень придется по душе зрелый, критический Кант, а вот докритический, с его живым воображением и замечательной способностью к систематизации - хорош.

Что именно предчувствуете? Что его живое воображение будет похоронено под академичностью изложения? Или что потускнеет его способность к систематизации? Тут все, конечно, зависит от смысла, который Вы вкладываете в понятия «живое воображение» и «способность к систематизации».

1-й абзац указывает на обратную пропорциональность: «естественные склонности тела возвращают ее [душу] в ПАССИВНОЕ состояние, когда чувственные раздражения ОПРЕДЕЛЯЮТ ВСЮ ее деятельность и управляют ею. Эта косность мыслительной способности ... представляет собой источник не только пороков, НО И ЗАБЛУЖДЕНИЙ.»

Дерутся, если говорить нормальным человеческим языком. У Фёдора Михайловича Достоевского: «бранятся». Боже, какой язык! Какой язык!

2-й абзац утверждает прямую пропорциональность: «Из-за этой зависимости духовные способности УБЫВАЮТ ВМЕСТЕ с живостью тела»

То есть ровно в тот момент ( ... )

Reply

gignomai December 14 2024, 06:53:37 UTC

Что именно предчувствуете?

ПредЧУВСТВие на то и предчувствие, что объяснить трудно. Поленюсь ))

К Флоренскому Вы откровенно цепляетесь, брюзжите. Мысль о том, что со старением тела дух освобождается от страстей не нова (первое известное высказывание такого рода Софоклу, кажется, принадлежит), но вполне понятно. И слово "духовные" нет нужды всякий раз пояснять.

За предельной удаленностью от футбола сравнение не оценил.

Следующий том - Кант же, потом, да, Фихте. Его, кстати, много наиздавали.

За сочувствие спасибо. Но мой интерес, кажется, сильно отличается от Вашего. Так что ... "ино побредем дале".

Reply

laovietkor December 14 2024, 10:23:51 UTC

::Мысль о том, что со старением тела дух освобождается от страстей не нова

Я знаю. Но вот мысль о том, что «духовные способности УБЫВАЮТ ВМЕСТЕ с живостью тела», весьма сомнительна. И потому вопрос о том, что тут понимается под духовными способностями правомерен. Какие-то свойства духовные способности возможно и теряют: «быстрота мысли, ясность представлений (???), живость ума и память становятся слабыми и замирают», но убывают ли они по всем возможным параметрам?

И когда между «быстротой мысли» и «живостью ума» под шумок вклинивается еще и «ясность представлений», то трудно понять, что тут - обычная юношеская болтливость или намеренная нечистоплотность.

Про Флоренского не понял. Я о нем вообще не говорил.

Reply

gignomai December 14 2024, 10:36:29 UTC

Про Флоренского не понял. Я о нем вообще не говорил.

Виноват. Я почти в то же время опубликовал предисловие Флоренского к "Физической монадологии" и спутал - думал, Вы на него откликнулись.

А о том, что "быстрота мысли, ясность представлений, живость ума и память" слабеют с возрастом, позвольте уж мне судить в моем возрасте. Невнимательность к тому, на что Вы отреагировали, - тому пример )) Увы, мы зависим от тела. Противостоять этому можно, но до некоторого предела.

Reply


Leave a comment

Up