Итак, агрошколы. Строго по теме - это шесть сиротских агрошкол-интернатов. Три обычные, три коррекционные, для детей с отклонениями в развитии. Но, чтобы понять, в чем суть, нужно увидеть их как часть давней педагогической традиции трудового воспитания, более узко - школ-хозяйств.
Это - генезис. А в настоящем сиротские интернаты сельскохозяйственного профиля - часть широкой сети агрошкол, очень разных, никак не связанных ни с сиротством, ни с интернатной формой. Да и сельскохозяйственная направленность не обязательна, она естественна для сельских территорий (в случае системы агрошкол Якутии) или же выбирается из терапевтических соображений (общение с живой природой).
Наконец, это не чисто российская идея и традиция. В России ключевая фигура, конечно, Макаренко. Но сходно мыслившие педагоги были и за границей (Дьюи, Кершенштейнер). И школы-хозяйства были. Нашумевшая совсем по другим поводам
американская «Ферма для детей» - это типичная коррекционная агрошкола.
Обнаруженное настолько важно, что завел в «Детском доме» особый раздел «Необычные детские дома» - не только для агрошкол, но начну его наполнение с того, что свалю туда ссылки на весь материал по школам-хозяйствм, не только сиротским.
Тут интереснее всего принцип. Но о нем потом. Сначала я расскажу о конкретных школах.
СЫКТЫВКАРСКАЯ АГРОШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. А.А.КАТОЛИКОВА
Flamber.ruЭто покойный (ум. В 1996 году) Александр Александрович Католиков. Мой ровесник, между прочим. Учитель (окончил МГПИ), директор Дворца пионеров. С 1973 директор вот этой самой школы, тогда школы-интерната для сирот - без «агро», которое было присвоено по его инициативе в 1993 году.
Большую часть сведений о школе я взял из
статьи «Агрошкола как воспитательная система», напечатанной в книге «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)» (1998).
В 1998 году в школе было 240 детей от трех до 18 лет, в 2000 пишут о двухстах. Почти у всех родители «лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными или их местонахождение не установлено».
Агрошкола располагает комплексом городских зданий, это жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сельскохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор расположено детское учебно-опытное хозяйство «Межадорское» - база труда и отдыха детей.
А теперь - зачем все это?
«Цель агрошколы - дать детям общее среднее образование, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве». В школе есть дошкольное отделение, начальная школа и средняя школа. Но плюс к этому очень много всего, что нужно для работы в сельском хозяйстве, достаточно, чтобы школа давала дипломы государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям «мастер-растениевод» и «мастер-животновод». Школа имеет статус экспериментальной, что позволяет иметь в штате, кроме учителей и воспитателей, еще и «научные руководителей, методиста, специалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду». Такая подготовка решает главную проблему будущей самостоятельной жизни: будет профессия.
Педагогическое кредо школы - трудовое воспитание по Макаренко, воспитание через участие в осмысленном коллективном труде. Здесь это, прежде всего, сельскохозяйственный труд.
Детское учебно-опытное фермерское хозяйство «Межадорское» существует более 30 лет и теперь это «современное многопрофильное хозяйство, имеющее более чем 200 гектаров сельскохозяйственных угодий, необходимую техникой, хорошо оборудованные животноводческие фермы, два гектара теплиц».
Разумеется, труд организован «педагогически целесообразно».
Во-первых, трудятся все, даже дети трех-четырех лет на отведенном для них участке «Малышок» делают то, что им посильно и интересно.
Во-вторых, все построено так, чтобы дети учились самостоятельности и ответственности. Маленьких учат бережному обращению со «своими» растениями и животными, ответственности за их жизнь и благополучие.
У старших - система самоуправления. Она действует и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.
Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, продуктивность животных. Закрепляются за группами участки работ, распределяются конкретные обязанности. В этом участвуют и взрослые специалисты - агроном, зоотехник. Но в учебно-опытном хозяйстве главные хозяева - воспитанники. Работу распределяет совет бригадиров из воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества выполненной работы.
Практически все воспитанники участвуют в том, что называется (не знал такого слова) «опытничеством», по заданию ученых Уральского отделения РАН.
Праздники. Младшие особенно любят Праздник первой морковки. А самый главный праздник проходит в октябре - Праздник урожая. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады поучают подарки, присваиваются почетные звания «Лучший тракторист», «Лучший цветовод» и т.д. В конце, как водится, концерт художественной самодеятельности.
Католиков считал очень важным экономическое воспитание: вовлекать детей в реальные экономические взаимоотношения, учить обращаться с деньгами, знать всему цену. Это то, что особенно важно для интернатов, где дети обычно живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.
В 1993 году была введена специальная «Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников». При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, где все делали воспитанники. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого воспитанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учеба без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприятиях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося складывается , во-первых, конечно, из того, что он заработал летом и во время работы на различных объектах в городе, из стипендии, назначаемой за хорошую ученбу, и из премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, недобросовестное отношение к учению, нарушение дисциплины.
Конечно, в эту бухгалтерию внесен элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, «агриках», которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сладости, дополнительную модную одежду и обувь. Но не так мало они получают и в реальных деньгах, которые тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.
В 1996 году был проведен аукцион по продаже доходных объектов агрошколы, к которым отнесли мини-типографию, кафе «Лакомка»; их владельцами стали воспитанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.
О деньгах, особенно за хорошие отметки, среди учителей и воспитателей были споры. Но Католиков настоял на своем: «Я не склонен колебаться в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмотрению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сомневаться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится «дьявольской власти» денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неумелом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения».
Много любопытного в организации самих уроков и подготовки к ним с участием воспитателей - это те возможности, которые предоставляет интернат в сравнении с обычной школой.
Кружки, клубы, изостудия. Духовой оркестр и ансамбль ложечников.
Подчеркивается индивидуальный подход, распределение обязанностей и ролей в соответствии с особенностями и склонностями. Психолого-педагогические паспорта воспитанников.
Здоровье, навыки здорового образа жизни, физкультура - сюда попадают, как правило, с хроническими болезнями (80%). Помимо врачебной помощи в своей поликлинике лечит сам труд на свежем воздухе, в экологически чистом районе. Ну и купание, лодочные походы, игры и состязания, баня. А зимой - сауна, бассейн, зал тренажеров.
Ну и теперь о том главном, чего по принципу не хватает детдому и детдомовским детям - семьи, семейной атмосферы, а значит и опыта, в отсутствии которого они не научаются искусству семейной жизни. Котельников думал об этом. Его решение в общем-то то же, что и в других формах, предназначенных по возможности заменить потерянную родную семью: образ жизни детей, который максимально приближен к семейному. Каждый класс проживает в отдельном отсеке жилого корпуса - квартире. В квартире жилые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными креслами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. «Такая обстановка позволяет детям вести себя свободно и естественно, как и должно быть в семье».
Агрошкола расположена там, где живет народ коми, поэтому детей учат местным обычаям. Есть клуб «Коми край», где справляют семейные праздники, учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с местными традициями.
Приглашают гостей и ездят сами. По воскресеньям дети часто гостят в семьях учителей и воспитателей.
(Тут я вставлю свое недоумение: а почему здесь и в других «хороших» домах учителя и воспитатели со своими детьми не живут вместе с воспитанниками? Вот это уж точно было бы преодолением изоляции. Странно, что это даже не обсуждается. А я помню, что когда-то даже в обычных школах, не интернатах, были «директорские квартиры).
В конце - печальное. Хорошо знакомое. Школа жива, но сильно покалечена. В 2012 году по приказу министра образования Коми Шаркова у нее было отобрано учебно-опытное хозяйство «Межадорское», по той причине, что оно экономически не выгодно. Министр пообещал, что трудовое воспитание дети смогут получать «
в других лагерях труда и отдыха».
Почти в то же время еще одно деяние - перевод под крышу агрошколы небольшого детского дома №3 - семейного типа, с музыкальным уклоном,
по отзывам замечательного. Покалечили и его.
И
последнее попавшееся сообщение (все они из публикаций «независимой газеты “Красное знамя”»): «В Республике Коми с молотка будет продано молочное стадо агрошколы-интерната имени Александра Католикова, которое создавалось десятилетиями».