СИРОТЫ 85: агрошкола-интернат в Сыктывкаре

May 03, 2013 16:02

Итак, агрошколы. Строго по теме - это шесть сиротских агрошкол-интернатов. Три обычные, три коррекционные, для детей с отклонениями в развитии. Но, чтобы понять, в чем суть, нужно увидеть их как часть давней педагогической традиции трудового воспитания, более узко - школ-хозяйств.
Это - генезис. А в настоящем сиротские интернаты сельскохозяйственного профиля - часть широкой сети агрошкол, очень разных, никак не связанных ни с сиротством, ни с интернатной формой. Да и сельскохозяйственная направленность не обязательна, она естественна для сельских территорий (в случае системы агрошкол Якутии) или же выбирается из терапевтических соображений (общение с живой природой).
Наконец, это не чисто российская идея и традиция. В России ключевая фигура, конечно, Макаренко. Но сходно мыслившие педагоги были и за границей  (Дьюи, Кершенштейнер). И школы-хозяйства были. Нашумевшая совсем по другим поводам американская «Ферма для детей» - это типичная коррекционная агрошкола.
Обнаруженное настолько важно, что завел в «Детском доме» особый раздел «Необычные детские дома» - не только для агрошкол, но начну его наполнение с того, что свалю туда ссылки на весь материал по школам-хозяйствм, не только сиротским.
Тут интереснее всего принцип. Но о нем потом. Сначала я расскажу о конкретных школах.

СЫКТЫВКАРСКАЯ АГРОШКОЛА-ИНТЕРНАТ ИМ. А.А.КАТОЛИКОВА


Flamber.ru
Это покойный (ум. В 1996 году) Александр Александрович Католиков. Мой ровесник, между прочим. Учитель (окончил МГПИ), директор Дворца пионеров. С 1973 директор вот этой самой школы, тогда школы-интерната для сирот - без «агро», которое было присвоено по его инициативе в 1993 году.

Большую часть сведений о школе я взял из статьи «Агрошкола как воспитательная система», напечатанной в книге «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей)» (1998).

В 1998 году в школе было 240 детей от трех до 18 лет, в 2000 пишут о двухстах. Почти у всех родители «лишены роди­тельских прав, осуждены, признаны недееспособными или их местонахождение не установлено».
Агрошкола располагает комплексом городских зда­ний, это жилые корпуса, учебный корпус, зоосад для сель­скохозяйственных животных, оранжерея, плавательный бассейн, сауна, зал тренажеров, медицинское отделение с физиотерапевтическим кабинетом и водолечебницей. В 70 километрах от города рядом с селом Межадор распо­ложено детское учебно-опытное хозяйство «Межадорское» - база труда и отдыха детей.

А теперь - зачем все это?
«Цель агрошколы - дать детям общее среднее образо­вание, обеспечить разностороннее развитие, подготовить к самостоятельной жизни и труду в сельском хозяйстве». В школе есть дошкольное отделе­ние, начальная школа и средняя школа. Но плюс к этому очень много всего, что нужно для работы в сельском хозяйстве, достаточно, чтобы школа давала дипломы государственного образца о профессиональной подготовке по специальностям «мас­тер-растениевод» и «мастер-животновод». Школа имеет статус экспериментальной, что позволяет иметь в штате, кроме учителей и воспитателей, еще и «научные руководителей, методиста, спе­циалистов и рабочих сельского хозяйства, инструкторов по труду». Такая подготовка решает главную проблему будущей самостоятельной жизни: будет профессия.
Педагогическое кредо школы - трудовое воспитание по Макаренко, воспитание через участие в осмысленном коллективном труде. Здесь  это, прежде всего, сельскохозяйственный труд.
Детское учеб­но-опытное фермерское хозяйство «Межадорское» су­ществует более 30 лет и теперь это «современное многопрофильное хозяйство, имеющее более чем 200 гектаров сельскохозяйственных угодий, необходимую техникой, хорошо оборудованные животноводческие фермы, два гектара теплиц».
Разумеется, труд организован «педагогически целесообразно».
Во-первых, трудятся все, даже дети трех-четырех лет на отведенном для них участке «Малышок» делают то, что им посильно и интересно.
Во-вторых, все построено так, чтобы дети учились самостоятельности и ответственности. Маленьких учат бережному обращению со «своими» растениями и животными, ответственности за их жизнь и благополучие.
У старших - система самоуправления. Она действует и в городе, во время учебного года, но особенно важную роль она играет летом, в учебно-опытном хозяйстве.
Ежегодно составляется план проведения весенне-летних работ и уборочной кампании, планируются и основные показатели: урожайность, про­дуктивность животных. Закрепляются за группами участ­ки работ, распределяются конкретные обязанности. В этом участвуют и взрослые специалисты - агроном, зоотехник. Но в учебно-опытном хозяйстве главные хозяева - воспитанники. Работу распределяет совет бригадиров из воспитанников, он же подводит итоги работы за день, начисляет зарплату с учетом объема и качества вы­полненной работы.
Практически все воспи­танники участвуют в том, что называется (не знал такого слова) «опытничеством», по заданию уче­ных Уральского отделения РАН.
Праздники. Младшие особенно любят Праздник первой морковки. А самый главный праздник проходит в октябре - Праздник урожая. К этому дню подводятся итоги сельскохозяйственного года, лучшие бригады поучают подарки, присваиваются почетные зва­ния «Лучший тракторист», «Лучший цветовод» и т.д. В конце, как водится, концерт художественной самодеятельности.
Католиков считал очень важным экономиче­ское воспитание: во­влекать детей в реальные экономические взаимоотно­шения, учить обращаться с деньгами, знать всему цену. Это то, что особенно важно для интерна­тов, где дети обычно живут на всем готовом и часто не имеют представления о реальной ценности вещей, которыми они пользуются и которые их окружают.
В 1993 году была введена специальная «Система экономического стимулирования, труда и учебы воспитанников». При совете агрошколы был создан школьный банк в составе расчетной группы, экономического бюро и контрольной комиссии, где все делали воспи­танники. Была разработана документация банковского учета: лицевые счета и чековые книжки для каждого вос­питанника начиная с пятого класса. Установлены формы оплаты труда учащихся на различных работах, а также те статьи, по которым премируются воспитанники (учеба без двоек, успехи в конкурсах, спортивных мероприяти­ях) и статьи вычетов. Доход каждого учащегося склады­вается , во-первых, конечно, из того, что он заработал летом и во время работы на различных объектах в городе, из стипендии, назначаемой за хорошую ученбу, и из премий. Вычеты производятся за порчу и утрату имущества, не­добросовестное отношение к учению, нарушение дисци­плины.
Конечно, в эту бухгалтерию внесен элемент игры: большую часть заработанного воспитанники получают в условных денежных единицах - деньгах агрошколы, «агриках», которые они могут потратить на школьных ярмарках, приобретая сла­дости, дополнительную модную одежду и обувь. Но не­ так мало они получают и в реаль­ных деньгах, которые тратят во время экскурсий или сохраняют на своих счетах до окончания школы.
В 1996 году был проведен аукцион по продаже до­ходных объектов агрошколы, к которым отнесли мини-типографию, кафе «Лакомка»; их владельцами стали вос­питанники, имеющие на своих счетах достаточно средств.
О деньгах, особенно за хорошие отметки, среди учителей и воспитателей были споры. Но Католиков настоял на своем: «Я не склонен колебать­ся в оценке воспитательной значимости денег. Считаю, что у ребенка должны быть лично им заработанные деньги, которые он имеет право тратить по своему усмот­рению. Мы выпускаем людей в жизнь и не должны сом­неваться: умеют ли они распорядиться своими деньгами, вести им счет? Этому мы тоже учим ребят в интернате. А тем, кто боится «дьявольской власти» денег, я должен заметить, что любое педагогическое средство при неуме­лом с ним обращении принесет не пользу, а вред. Так же и деньги. Как и всякое средство воспитания, они требуют умного применения».
Много любопытного в организации самих уроков и подготовки к ним с участием воспитателей - это те возможности, которые предоставляет интернат в сравнении с обычной школой.
Кружки, клубы, изостудия. Духовой оркестр и ансамбль ложечников.
Подчеркивается индивидуальный подход, распределение обязанностей и ролей в соответствии с особенностями и склонностями. Психолого-педагогические паспорта воспитанников.
Здоровье, навыки здорового образа жизни, физкультура - сюда попадают, как правило, с хроническими болезнями (80%). Помимо врачебной помощи в своей поликлинике лечит сам труд на свежем воздухе, в экологически чистом районе. Ну и купание, лодочные походы, игры и состязания, баня. А зимой - сауна, бассейн, зал тренажеров.

Ну и теперь о том главном, чего по принципу не хватает детдому и детдомовским детям - семьи, семейной атмосферы, а значит и опыта, в отсутствии которого они не научаются искусству семейной жизни. Котельников думал об этом. Его решение в общем-то то же, что и в других формах, предназначенных по возможности заменить потерянную родную семью: образ жизни детей, который максимально при­ближен к семейному. Каждый класс проживает в отдель­ном отсеке жилого корпуса - квартире. В квартире жи­лые комнаты на два-три человека, общая игровая-гостиная, с электрокамином и коврами, уютными кре­слами, где ребята общаются, смотрят телевизор, пьют чай за общим столом. «Такая обстановка позволяет детям вес­ти себя свободно и естественно, как и должно быть в семье».
Агрошкола расположена там, где живет народ коми, поэтому детей учат местным обычаям. Есть клуб «Коми край», где справляют семейные праздники, учатся готовить блюда национальной кухни, украшать жилище и принимать гостей в соответствии с местными традициями.
Приглашают гостей и ездят сами. По воскресеньям дети часто гостят в семьях учителей и воспитателей.
(Тут я вставлю свое недоумение: а почему здесь и в других «хороших» домах учителя и воспитатели со своими детьми не живут вместе с воспитанниками? Вот это уж точно было бы преодолением изоляции. Странно, что это даже не обсуждается. А я помню, что когда-то даже в обычных школах, не интернатах, были «директорские квартиры).

В конце - печальное. Хорошо знакомое. Школа жива, но сильно покалечена. В 2012 году по приказу министра образования Коми Шаркова у нее было отобрано учебно-опытное хозяйство «Межадорское», по той причине, что оно экономически не выгодно. Министр пообещал, что трудовое воспитание дети смогут получать «в других лагерях труда и отдыха».
Почти в то же время еще одно деяние - перевод под крышу агрошколы небольшого детского дома №3 - семейного типа, с музыкальным уклоном, по отзывам замечательного. Покалечили и его.
И последнее попавшееся сообщение (все они из публикаций «независимой газеты “Красное знамя”»): «В Республике Коми с молотка будет продано молочное стадо агрошколы-интерната имени Александра Католикова, которое создавалось десятилетиями».


детский дом, педагогика, дети, труд

Previous post Next post
Up