СИРОТЫ 168: Кардымово (2)

Sep 21, 2013 21:46

Начало - здесь.
В 1943-м, после освобождения Смоленщины, руководители детского дома, часть воспитателей и обслуги вернулись в Кардымово и начали восстанавливать разрушенное хозяйство. Дети почти все - новые, жертвы войны. В июле 1944 г. Кардымовский детский дом официально стал «спецдетдомом» для детей погибших фронтовиков и партизан. (Судя еще и по тому, киевскому, о котором я писал, это была программа - специальные детдома для погибших на войне, надо проверить).
Детдомовцы восстановили фруктовый сад и даже расширили его, посадив еще 207 деревьев. Получили от государства скотину - в 1945 г. было 32 коровы, 10 свиней и пять лошадей.
В конце войны в детдом были собраны 624 ребенка, среди них - 60 дошколят.
(А детский дом в с. Екатеринино остался, в 1946 году он еще продолжал существовать и по привычке назывался Кардымовским. Сейчас я его следов не обнаружил).

В «Учительской газете» в 1936 году вышел хороший «материал» о педагогике Кардымовского дома, составленный «бригадой» газеты (Вл. Емельяновым и Е.Мельниковой), почти без идеологического звона, всё по делу, и сейчас интересно.

Разговоры о жизни, совершенно необходимая и очень любимая подростками вещь - естественно, на языке эпохи. «Комсомольские собрания проходят живо и интересно. На них обсуждаются вопросы, связанные с задачами коммунистического воспитания (“Моральный облик советского молодого человека”, “О внешней и внутренней культуре”, “О дружбе и товариществе”), вопросы участия комсомольцев-воспитанников в организации жизни детского дома (“Как мы будем работать на подсобном хозяйстве”, “Пятилетка нашего дома”), вопросы школьных занятий».

Помощь ближнему. «Пионеры организовали сбор верхушек клубней картофеля для одного из детских домов Смоленской области, восстанавливающего свое подсобное хозяйство. Они обязались дать этому детскому дому 5 центнеров верхушек. Пионеры, дежурящие на кухне, бережно срезают верхушки клубней, заботятся об их сохранности. По совету воспитателей пионеры организовали шефство старших детей над дошколятами».

Самоуправление. «В работе пионерской организации и детского совета, являющегося органом детского самоуправления, нет никакого параллелизма. Детский совет состоит из семи детей. Кроме председателя и заместителя в состав его входят председатели комиссий - учебной, хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурной и санитарной. Каждая комиссия объединяет 10 -12 активистов, интересующихся данным участком работы. Деятельностью детского совета руководят директор и его заместитель по учебно-воспитательной части. К каждой комиссии прикреплены один-два воспитателя.
Деятельность комиссий охватывает все стороны жизни детского дома. Учебная комиссия следит за успеваемостью детей, за посещением школы, наблюдает за сохранностью учебников, ремонтирует их. Санитарная комиссия наблюдает за работой санитаров спален, за тем, как дети занимаются туалетом, помогает работникам детского дома еженедельно проводить санитарный день, помогает кастелянше. Хозяйственно-трудовая комиссия контролирует работу детей, дежурящих на кухне, в столовой и по дому, организует участие воспитанников в различных видах труда (например, засолка капусты, переборка картофеля, работа на подсобном хозяйстве и т. д.).
Пробуждая инициативу детей и развивая их самодеятельность, воспитатели достигают того, что дети сами принимают решения по многим вопросам и сами осуществляют их, получая большое удовлетворение».

Воспитание к жизни. Дети распределены по группам, «первичным коллективам». В статье описан один из семи таких коллективов: 28 мальчиков и девочек от 10 до 14.
«Дети учатся в одном классе - 3-м классе переростков. Они состоят в одном пионерском отряде. …
Группой руководят две воспитательницы - Сусанна Николаевна Куркина и Зинаида Ивановна Курьянова. Сусанна Николаевна - старшая воспитательница. У нее высшее образование, шестнадцатилетний педагогический стаж. До детского дома она работала в Кардымовской средней школе преподавательницей литературы. Учительница 3-го класса “Б” в котором учатся воспитанники группы, Надежда Лаврентьевна Перегонцева - ее бывшая ученица,
Воспитательницы и учительница работают в тесном контакте, постоянно общаются, советуются друг с другом. Этот контакт помогает им устанавливать единую линию в воспитании детей.
Сусанна Николаевна и Зинаида Ивановна со дня сформирования группы глубоко и всесторонне изучают каждого воспитанника, стремясь получить возможно более полное представление о его прошлом, постигнуть индивидуальные особенности его характера, распознать его склонности и способности».
«Хорошо понимая, какое значение имеет обстановка, окружающая детей, Сусанна Николаевна предложила им создать в своих спальнях “домашний” уют. Слово “домашний” напомнило детям о многом близком и родном, чего лишила их война. Девочки первые подхватили мысль воспитательницы. В течение нескольких дней наводили они порядок в своей спальне - протерли стекла, расставили поуютнее кровати и столы, украсили стены портретами и собственными рисунками, повесили зеркало. Примеру девочек последовали мальчики - они тоже навели порядок в своей спальне. Дети теперь очень любят свои спальни, с удовольствием возвращаются в свои комнаты после школы или работы. Почувствовав, как приятно жить в уютной обстановке, они не перестают следить за порядком и чистотой в своих общежитиях, время от времени внося новые улучшения».
Дальше там про разные педагогические находки, учебные игры, или, например, такой рассказ:
«Сусанна Николаевна учит детей, как надо вести себя, следит за их манерами, культурой речи. Она никогда не оставит без внимания неверно произнесенное слово, неустанно поправляя детей, искажающих речь. Она приучает разговаривать спокойно, без выкриков. Вот как, например, отучила она детей говорить громко, когда в этом нет надобности. Однажды, проходя мимо спальни девочек, она услышала доносившиеся оттуда выкрики. Казалось, что девочки ссорились, а на самом деле они что-то “мирно” обсуждали. Сусанна Николаевна вошла и очень тихо произнесла несколько слов. Заметившие ее девочки попросили воспитательницу сказать громче. Сусанна Николаевна, не повышая голоса, повторила свои слова и, продолжая разговаривать тихо, достигла того, что девочки сами водворили тишину. Об этом случае дети не раз потом вспоминали, если кто-нибудь из них начинал чересчур громко говорить».
Но, конечно, душою всего была Александра Яковлевна Хлебцевич, воспитательница не только детей, но и воспитателей. Про нее - много любопытного.

«“Огород для малышей” - это следующая, уже более высокая ступенька в детдомовской методике трудового воспитания. Цель этого мероприятия состоит в том, чтобы незаметно внушить детям твердое убеждение, что особенно радостен и приятен тот труд, который направлен не столько на пользу самому себе, сколько на пользу другим.
На небольшом (примерно в 25 кв. метров), вспаханном под зиму и хорошо удобренном участке земли семилеткам позволяется самостоятельно засадить огород. Основную работу дети действительно выполняют сами: по натянутой ниточке разбивают грядки, равняют и рыхлят их, проводят рядочки, выкапывают лунки (инвентарь у них специальный: грабли, лопаточки, рыхлители, лейки - маленькие, ребячьи). Затем в подготовленную землю сами же сажают семена. Для посадки им даются такие культуры, которые быстро растут и выгоняют плоды, причем плоды особо приятного вкуса: крупный сахарный горох, бобы, редис, скороспелые огурцы. Ухаживают за растениями дети тоже сами: пропалывают грядки, поливают.
Но не успеешь оглянуться, как скоро поспевающие растения начинают давать плоды. Теперь нужно подсказать детям, как им использовать свой урожай. Сами они все скушать не смогут. Отдать урожай с миниатюрного огородика на общественную кухню, питающую 250 человек, тоже нецелесообразно: в общей массе продуктов, поступающих на кухню, он будет совершенно не ощутим. А для юных огородников важно, чтобы результаты их труда были заметны. И вот однажды на “огороде малышей” как бы мимоходом появилась заместитель директора Александра Яковлевна Хлебцевич. Она, конечно, пришла в восторг от того, что вырастили дети. Она попросила, чтобы ее угостили, и, пробуя овощи, всё горячо расхваливала. Затем вскользь заметила, что на кухню ничего с этого огорода брать не будут, так как вполне хватает и того, что выращивают большие дети. Видя, что малыши огорчились, она сказала им в утешение: “Зато вы каждый день будете угощать нас своими овощами”.
С этого дня каждому, кто появлялся на территории детского дома, дошкольники преподносили несколько стручков сахарного гороха, или огурчик, или вымытую, аккуратно подрезанную морковку…».

«И дела делаются большие, и свободное время у детей все же есть. У мальчиков найдется свободный час для того, чтобы поработать и на своей, детдомовской электростанции, и помолоть зерно на своей мельнице, и с шофером повозиться в моторе автомашины, и в кузнице выковать какую-нибудь замысловатую деталь к собственноручно конструируемому необыкновенному механизму».
Про библиотеку: «Два огромных книжных шкафа раскрыты настежь. Некоторые книги поставлены так, что видна их эффектная обложка. Как-то невольно хочется взять и одну книгу, и другую, и третью. Вокруг столика библиотекаря Александры Михайловны Малявко [это жена М.Р.] - второклассники и третьеклассники. Сейчас их время для обмена книг. Но какой это необычайный обмен! Тося Осипова, держа в руках книжечку “Золотой кувшин”, с увлечением рассказывает библиотекарю и всем присутствующим детям содержание интересной сказки. Девочку не смутило даже то, что в библиотеку вошли посторонние. Бросив взгляд на посетителей, она продолжала говорить складно и грамотно. Употребив слово “мудрость”, девочка, чтобы предупредить вопрос библиотекаря, поспешила сказать, как она его “сама поняла”. “Когда люди долго живут, - твердо говорит Тося, - они научаются правильно думать и разгадывать всё очень трудное. Это и есть мудрость”. И от себя добавляет: “А мы все, детдомовские ребята, должны уважать старых людей”. Для второклассницы хорошо! А.М.Малявко похвалила юную читательницу за хорошее изложение содержания прочитанной книги и, к большой радости девочки, сказала, что она этим самым заслужила высшую библиотечную награду. Награда состоит в том, что читателю, сумевшему хорошо рассказать содержание взятой книги, позволяется самому выбрать себе новую книгу из тех, что “глядят” с полки».
Про театр. Про хор. Про планирование и про распорядок дня.
Про учебу. «Каждый из них [воспитателей] изо дня в день следит за тем, как учатся его воспитанники. Те воспитатели, питомцы которых ходят учиться в поселок, бывают в школе не менее двух раз в неделю; те же, воспитанники которых учатся в помещении детского дома, присутствуют на уроках и ежедневно общаются с учителями».
«Успеваемость большинства воспитанников детского дома значительно выше, чем успеваемость других учащихся школы. Из 205 питомцев детского дома, посещающих школу, 63 учатся только на пятерки и четверки. Неуспевающих во второй четверти было 12, причем с каждым из них воспитатели занимаются дополнительно».

Марк Романович Малявко руководил детдомом до своей смерти в 1950 году.

Previous post Next post
Up