СИРОТЫ 192: Кардымово наяву. Продолжаю разговоры с воспитателями

Oct 24, 2013 00:02

Мария Александровна Бондарева - учитель истории и воспитатель нынешнего 10-го класса.
На этот раз я к вопросу о судьбе выпускников добавил еще вопрос о том, как строится день воспитанника - я и ведь и этого не знал.
После сна - гигиена и уборка, наведение порядка в личных вещах. «Чему сами научились, тому и учим». Завтрак и - на занятия.
Спросил, ходит ли она на уроки других учителей. Крайне редко, при каких-то трудностях - обычно учителя сами справляются.
Шесть уроков, до 14-45 (у старших). В середине учебного времени полдник, после уроков - обед. Потом свободное время.
- Сколько?
- Мало. До половины пятого.
- И как его обычно проводят?
- По-разному. С маленькими можно организовать что-нибудь, а старшие обычно просто хотят отдохнуть.
- Без воспитателей?
- Ну как… Воспитатель, конечно, присутствует.
- А имеют ли они возможность уединиться?
- Ну, конечно!
- Пойти погулять, например, в одиночестве?
- Конечно, конечно.
Потом приготовление уроков, самоподготовка - в старших классах 2,5 часа. Потом ужин. И опять свободное время - до отбоя в 10. В это время они обычно занимаются по интересам - кружки всякие.
- Ну, а может он поехать, скажем, в Смоленск один, в кино, например.
- Нет. Только организованно. Мы много ездим в течение года.
(Здесь противоречие с тем, что говорил ВВ. Может быть, во время его директорства было свободнее?)
Смотрят ТВ.
- А вы как-то регулируете, что они смотрят? У младших, конечно, у старших - нет. Да сейчас они не столько ТВ смотрят, сколько в компьютерные игры играют…
Утром смотрят новости. Это они любят, в привычку вошло.
- Так вы, наверно, приучали их к этому.
- Да.
Перехожу к выпускникам. У МА это третий выпуск. Прошу рассказать о каждом - когда, какие были дети.
- В моих выпусках все дети были из неблагополучных семей.
Первый - 1986 года. Но его МА провела двумя частями, в седьмом и после перерыва в девятом.
- Дети были слабые, старших классов у нас не получилось, они все вышли в 9-ом. И судьбу я знаю только троих (всего человек 15-17). Два парня получили рабочие специальности, работают на заводе. Они здесь появляются, мы общаемся. Я рада за них. А девочка… такая милая была, хорошенькая - и повторила судьбу своей пьющей мамы. У нее, правда, дочка дома, но образ жизни ведет совершенно неправильный.
Про остальных она ничего не знает - не было, говорит, возможности отслеживать.
А потом появилось такое чудо техники, как сотовый телефон, и про следующий выпуск она знает почти всё. Созваниваются регулярно, не реже раза в неделю. Сейчас еще и Одноклассники, а интернете общаются.
11 классов они кончили в 2004 - 10 человек. Когда заканчивали 9-й было 25.
- Этот класс у меня очень удачный. За тисключением одного мальчика, он пришел уже в середине 11-го класса. Шебутной был парень. Пошел в армию, там в самоволку, женщину себе нашел. Потом, правда, вернулся. Немного нам одна религиозная организация помогла, они поддерживают с нами связь и его потом поддерживали. Дослужил до конца срока. Мы общались. Поехал на заработки в Москву, там драка была и его посадили. Вышел. Но сейчас я его потеряла (телефон сменил, видимо).
Но он единственный такой с судьбой не очень.
Одна девочка, она тоже только в 11-м пришла, стала поваром, работает в Москве.
Парень один окончил Академию ПВО в Смоленске, служит на Курилах, вчера мы с ним говорили. Еще один шебутной парнишка закончил Физакадемию нашу. Но по специальности не работает - подрабатывал барменом, участвовал в конкурсах, сейчас бармен в Президент-отеле в Сочи. Я считаю, что тоже неплохо, ведет достойный образ жизни (это слово МА любит употреблять, говоря о судьбах выпускников). Женат уже три года, квартиру собираются покупать в ближайшее время…
А девушки наши закончили педагогический колледж, там специальность - воспитатель детского сада и одновременно физрук. Потом Физакадемию закончили. Две вышли замуж, живут в Москве, сейчас обе в декрете. А одна работает в Смоленске, но не по специальности - в банке.
- А девятиклассники?
- Обо всех не знаю, но большинство получили рабочие специальности. Один работал на заводе, потом захотелось иметь жилье получше - пошел контрактником в армию. Сейчас в Можайске с семьей, им квартиру там дали.
Две девушки работают на рынке.
- А что это за работа такая?
- В палатках. Одна цветы продает, другая - бижутерию. И по жизни устроились неплохо, замуж вышли.
Одна жила в Тёмкино с ребенком, получила там хорошую квартиру, но переехала в Смоленск - нет работы. На заводе работает. Живет в гражданском браке, не нравится, хочет уйти, но не может - нет квартиры.
Не у всех всё, конечно, складно. Был у именя такой мальчик, Сережа - сидит в тюрьме. И еще один… пьёт. Дом, где он живет в Смоленске в аварийном состоянии, жилье не дают, ждут, когда дом снесут. А он спивается и спивается. Была у него бабушка - опора, бабушка умерла, теперь один. Когда год назад мой сын его встретил, тот его не узнал.
Но только года три как перестал сюда приезжать, до того каждый Новый год приезжал. И говорил: Если я приехал, значит жив и не сижу. Я и этому рада - отвечала.
Однажды сходила по его адресу, никого не было, дверь открыта, страшное, конечно, жильё…
Спросил про ее сына, он один у нее.
- Он здесь учится?
- Учился здесь Сейчас в Смоленске, в строительном колледже.
Выясняю, что дети воспитателей все учатся в этой же школе, дружат с интернатскими.
Спрашиваю о том, как дела обстоят с получением жилья выпускниками.
- В целом, сейчас лучше - законы в самое последнее время приняли, служба работает сопровождения.
Мои выпускались девять лет назад. Ну, у кого как получилось.
Сестрам М. дали деньги на квартиру. А они распорядились по-другому: купили фуру. Одна вышла замуж, у мужа дом, вторая с ними жила. А муж зарабатывал на фуре. Потом он умер, они продали фуру, много дешевле, конечно. У одной остался дом, а другая вышла замуж, в Москве работает в милиции.
В-общем, у всех по-разному.
- А нынешний?
- Те, что ушли из 9-го, учатся. Десятиклассники тоже хотят учиться. Сережа - в автомеханический. Валера, которого «президентом» выбрали, ну он, куда бы ни пошел, у него получится - серьезный…
Расспрашиваю про самоуправление («президентство»), чем они заниматься будут.
- Ну, это они сами будут решать…
- А что им разрешено решать, каковы пределы их полномочий?
- (Смеется) Ну вот они поставили вопрос: можем ли мы заставить поваров готовить то, что мы хотим. Они еще пока не собирались, только выборы прошли.
(С Валерой я завтра буду встречаться).
Previous post Next post
Up