Елену Михайловну Акимову, завуча школы-интерната, спрашиваю, есть ли какие-нибудь особенности учебного процесса в сравнении с обычной школой.
- Практически никаких: общеобразовательная школе, непрофильная, те же базовые предметы изучаются. Дети получают аттестаты об основном образовании (после 9-го) и об полном (после 11-го), которые дают право поступления, соответственно, в техникумы и вузы.
- У вас полный преподавательский состав?
- Практически, да. Правда, стареет, сейчас средний возраст лет около 50-ти. Приток молодых кадров слабый. Ездили в этом году в Смоленский университет агитировать, но привлечь никого не удалось.
- Платят мало?
- И это тоже. У нас молодой преподаватель будет 6-7 тысяч получать, как жить, если семья? И нет своего жилья, на территории, давно ничего не строим, нет денег. А старое все распределено. Снимать жильё дорого.
Был, говорит, у нас в стране провал в государственной политике в отношении педагогов. Сейчас что-то поправляют - зарплату немного повысили, бонусы всякие дают молодежи для ипотеки. Но то, что было упущено, быстро не исправишь.
Но коллектив у нас стабильный, опытный.
- А у вас не только интернатские дети учатся, деревенские тоже?
- Нет. Поскольку мы живем довольно изолированно, мы внесли в устав школы положение, по которому обучение разрешается (помимо интернатских) только детей наших работников.
А наши дети обучаются. У меня два сына закончили эту школу, отучились с 1-го по 11-й. Мы, родители, довольны тем, что дети здесь учатся, мы своим коллегам доверяем. Знания неплохие получают дети.
Кроме того, мы считаем плюсом, что дети учатся вместе, социализируются, они у нас дома бывают, дружат.
Про ЕГЭ. Сейчас для получения аттестата надо по двум обязательным предметам сдать ЕГЭ, по математике и русскому. И в зависимости от того, куда поступают, дети другие предметы выбирают. Мы сравнивали со статистикой по стране - наши те же предметы чаще всего выбирают: физику, математику, естествознание, историю.
- А как с изучением языков?
- Раньше было два языка, английский и немецкий, разбивали класс на группы. Сейчас группы маленькие, с группой целиком тяжело заниматься, а держать двух учителей на класс мы не можем. Остался английский. Но Григорий Владимирович (Новиков) у нас владеет и английским, и немецким, так что если кому-то нужно из ребят для дальнейшего обучения, он с ними занимается.
Говорим об отмене льгот при поступлении с этого года, только на подготовительные курсы их свободно зачисляют.
- Тут своя трудность. На курсы нужно ездить, а несовершеннолетних мы должны сопровождать, привезти, забрать.
- И не имеете права отпустить одних?
- Ну, в дороге с ребенком может все, что угодно, случиться…
Я повторяю все свои обычные доводы, что, мол, родители же отпускают. Рассказываю, что с 10 лет сам в школу через всю Москву ездил. ЕМ не возражает, но: «Государство нам доверило…».
На курсах еще и та трудность, что непривычна лекционная манера преподавания. Здесь, в интернате, сами дополнительно готовят, используют школьный компонент программы «на максимум».
Вообще-то, они неплохо в учебный коллектив вписываются. Сейчас общество стало толерантнее к детдомовцам. У меня у самой муж - выпускник этой системы, прошел несколько учреждений, в том числе и в Кардымовском интернате был.