Броневик пришлось брать с боем. В сиротской секции смоленского форума Народного Фронта участвовало больше 70 человек. Устроители предполагали дать каждому выступающему по три минуты (мне этого было достаточно). Но остановить выступавших было невозможно, и я попал в ту, много большую часть, кому времени не хватило. Но я был настроен сказать то, что хотел - и добился своего, получив слово на пленуме, вместе с руководителями. Выслушан был со вниманием и сочувствием, взяли тезисы, чтобы включить в резолюцию. Результативностью этого не обольщаюсь, но польза явная: множество единомышленников объявилось в кулуарных беседах. Завтра еду с начальством в Ярцево, там круглый стол, поскромнее, но, думаю, ближе к делу. Кое-что еще успеваю в смысле организации.
А вот Апрельские тезисы:
1. Необходим системный подход к решению проблем сиротского устройства. Такой поход предполагает, что:
а) все преобразования должны осуществляться в рамках политики в области детства в целом;
б) развивать нужно все формы - помощь неблагополучным семьям, семейное устройство детей, и институциональные формы их воспитания;
в) к решению этих проблем необходимо привлекать все силы общества, все институты - государство, общественные и религиозные организации, бизнес и др.
2. Семейные и институциональные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должны не противопоставляться друг другу, а быть взаимодополнительными.
3. Реформа существующих институциональных форм (детских домов, школ-интернатов) должна быть нацелена на преодоление разрыва между жизнью и воспитанием детей в учреждениях и детей семейных. Оптимальной формой представляются детские центры, в которых дети вместе учатся, вместе участвуют в творческих делах и живут общей жизнью.
4. Следует возродить отечественные традиции трудового воспитания, привлекая детей, коллективно и индивидуально, к педагогически ориентированному творческому труду в сельскохозяйственном и техническом производстве, искусстве, науке.
5. Работа с детьми, тем более с детьми с трудной судьбой требует высоких педагогических технологий и высококвалифицированного персонала - воспитателей, учителей, коррекционных специалистов. Необходимо наладить их отбор, систематическую подготовку и переподготовку.
6. Особого внимания требует директорский корпус детских учреждений. Недопустимо назначение директорами случайных людей; это должна быть педагогическая и управленческая элита, формируемая путем отбора и тщательной подготовки.
7. Необходимо организовать постоянные исследования в области детской и семейной политики, сиротского устройства; регулярный сбор и общедоступность статистической и иной информации (в том числе о последующих судьбах детей, прошедших разные формы устройства); мониторинг всех инноваций и их результатов. Представляется целесообразным возрождение Института детства как координирующего центра такой исследовательско-информационной работы.
Много любопытного и важного услышал от собеседников. Но про это, как и про мою жизнь в гостеприимном детском доме "Гнездышко", по возвращении, здесь очень неудобно на нетбуке с интернетом общаться.