ЧТО СДЕЛАНО И ДОДЕЛЫВАЕТСЯ С СИРОТАМИ В МОСКВЕ 1

Nov 22, 2014 14:55

Поделюсь результатами проведенного исследования московских реформ в области сиротского устройства, начатых в 2012 и полным ходом идущих сейчас. Это - сокращенный вариант текста, подготовленного к публикации.
Москва у нас - флагман, поэтому, естественно, реформа в духе новейших установок Партии и Правительства наиболее полно, радикально и быстро делается здесь.
Вопреки вероятным ожиданиям тех, кто знаком с моей позицией-оппозицией (и даже моим собственным ожиданиям :)), оценки не будут однозначно негативными, хотя на проблемы и риски, связанные с реформой, указать не премину.
Пару слов о ситуации перед реформами (понадобится для сравнения).
По состоянию на 1 января 2013 года в Москве проживало около 1 200 000 семей, в которых воспитывалось 1 657 864 детей.
При этом согласно официальным данным в городе насчитывалось 2,1 тыс. безнадзорных детей, 5,2 тыс. несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в центрах социальной помощи семье и детям; эти дети жили в 3,1 тыс. семей, состоящих на учете как находящиеся в социально опасном положении.
Общее число сирот было равно 19,7 тыс.. Подавляющее большинство - социальные сироты, дети, брошенные родителями, или те, у кого родители лишены родительских прав. За 2012 год родительских прав были лишены 1728 человек, 120 - ограничены в правах.
77% от общего количества сирот (14 294) воспитывалось в семьях, а 23% (4 258) - в сиротских учреждениях. Из числа находящихся в учреждениях лишь 11% (451 человек) составляли дети в возрасте до 3 лет (наиболее часто усыновляемые), остальные 89% (3 628 детей) - от трех до 18 лет. Причем почти 50 % - это дети-инвалиды, около 40 % - подростки от 10 до 15 лет. За этими категориями детей закрепилось название «группы риска» (с точки зрения возможности семейного устройства).
Было 28 «образовательных учреждений для детей-сирот», т.е. детдомов и школ-интернатов.
Основной формой семейного устройства в городе Москве в 2012 г. оставалась, как и прежде, безвозмездная опека (попечительство), осуществляемая преимущественно родственниками детей (66% от общего количества детей, переданных на различные формы семейного устройства). Доля усыновленных детей за пять лет не изменилась и составляла 21%. Доля детей, переданных на возмездную опеку (профессиональное замещение родителей) была 13 %.

В 2010 году в Москве сменилась власть, мэром столицы стал С.С.Собянин, что ожидаемо привело к организационным и кадровым переменам, в том числе в отношении департаментов «социального круга». Первым организационным изменением, затрагивающим область сиротского устройства, была передача сиротских учреждений из ведения Департамента образования в подчинение Департаменту семейной и молодежной политики. Но период серьезных реформ начался в 2012 году, когда была принята программа модернизации системы соцзащиты в Москве («Социальная поддержка жителей города Москвы на 2012-2016 годы»). Базовым организационным решением, принятым в обеспечение этих реформ стало сосредоточение всех сиротских учреждений и служб, так или иначе занятых в работе с неблагополучными семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации в руках одного ведомства - Департамента социальной защиты населения (ДСЗН) г. Москвы. Это было сделано в несколько приемов распоряжениями Правительства Москвы в течение 2012 - начала 2013 гг. В августе 2012 года изымаются из ведения департамента семейной и молодежной политики и переподчиняются ДСЗН 53 учреждения, в их числе детские дома, социальный приют для детей и подростков, московская служба психологической помощи населению, городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних «Дети улиц», а также центры социальной помощи семье и детям. ДСЗН был также передан региональный банк данных о детях-сиротах, откуда получают сведения о детях потенциальные усыновители, опекуны и приемные родители. С 1 мая 2013 г. в систему ДСЗН, в районные управления социальной защиты населения города Москвы начата передача с созданием соответствующих отделов, полномочий по опеке и попечительству от органов местного самоуправления.
В том же году Москва расширилась и как следствие в московское подчинение отошел целый ряд социальных, в том числе сиротских, учреждений Московской области. Ну и, наконец, через год, в октябре 2013 года, в ДСЗН из Департамента здравоохранения были переданы десять домов ребенка. Московское правительство и руководство ДСЗН в ряде пресс-конференций и интервью обосновывало такую концентрацию власти необходимостью преодоления межведомственной несогласованности, дублирования, одним словом - «оптимизацией управления». Построение властной вертикали было завершено созданием внутри ДСЗН двух управлений, для организации соответственно работы с семьями и работы по устройству сирот - под общим руководством заместителя начальника департамента Аллы Зауровны Дзугаевой.

В марте 2013 появился, обсужден специальной межведомственной рабочей группой и опубликован на сайте ДСЗН программный документ на 2013-2016 годы - «Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве». Основные провозглашенные в нем цели: (1) сохранение ребенка в кровной семье и оказание своевременной индивидуальной помощи семьям с детьми и (2) существенное сокращение числа детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях и недопущение вторичного социального сиротства в случае устройства ребенка на воспитание в замещающую семью».
В качестве стратегической цели провозглашалось «формирование системы, которая обеспечит право каждого ребенка жить и воспитываться в семье», что раскрывалось как максимальные усилия по сохранению родной семьи, а в случае невозможности этого - как необходимость
«предпринять все меры к устройству ребенка в замещающую семью, а не в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Намечено следующее:
1. Организация индивидуальной профилактической работы с каждой семьей, находящейся в социально опасном положении. Ведение единого процесса поддержки семьи и защиты прав ребенка, начиная от выявления запроса на помощь или защиту до завершения работы по реабилитации семьи, защите прав ребенка.
2. Преобразование существующей сети детских домов, школ-интернатов, социально-реабилитационных центров и домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию.
3. Развитие форм квалифицированного замещающего воспитания для детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (приемная, патронатная семья). Изменение подхода к организации работы по подбору замещающих семей от существующего в настоящее время преимущественно заявительного к активно-поисковому.
4. Подготовка кадров с целью формирования профессиональных компетенций и изменения профессионального менталитета специалистов в сфере защиты прав детей, ориентированного на семейное воспитание детей.
5. Проведение на постоянной основе широкомасштабных информационно-просветительских кампаний, пропагандирующих различные формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Развитие системы стимулирования (в том числе нематериального) и повышения социального статуса усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей, патронатных воспитателей.
7. Вовлечение гражданского сообщества, благотворительных, негосударственных некоммерческих организаций и бизнес-сообщества в решение проблемы преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей».
Оценивать результаты предполагается по таким «ключевым показателям и индикаторам эффективности реализации Модели»:
«1. Сокращение числа детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 75%. Планируемая средняя наполняемость таких организаций - до 30 детей, наполняемость групп 6-8 детей.
2. Сокращение числа детей, чьи родители лишены или ограничены в родительских правах, на 35%.
3. Увеличение доли детей, переданных на семейные формы, в общей численности ежегодно выявляемых детей, остающихся без попечения родителей, на 15%».

Прошло уже два года, можно посмотреть, как все это реализуется
Активность новой власти впечатляет, перемены идут быстро и по всем названным в Модели направлениям. Коротко, по пунктам. Источники - публичные выступления руководителей ДСЗН, прежде всего А.З.Дзугаевой.
(Продолжение следует)

Previous post Next post
Up